Уходящая администрация президента Обамы пытается успеть договориться с Москвой по Сирии. Как отмечает Washington Post, госсекретарь Д. Керри прилагает «неистовые и невообразимые» усилия по дипломатическим каналам, чтобы достичь соглашения с Россией по снятию осады Алеппо. О том, насколько это нужно России сейчас, сайту «Утро.ru» рассказал политический эксперт. С подробностями знакомит издание «Биржевой лидер».
Опасения Керри в том, что президент Трамп, вступив в должность, начнет обсуждать с Москвой иное соглашение, или даже займет сторону Башара Асада, пишет WP. И доцент Института стран Азии и Африки МГУ Д. Жантиев считает, что при Трампе возможен консенсус РФ и США по Сирии. Трамп свободен от либеральной риторики по продвижению демократии, заложником которой стал Вашингтон. Он не будет играть в эти игры, и правильно. По его мнению, Трампу интересно расширять добычу нефти и увеличивать экспорт. А главное, чтобы мировой оборот энергоносителей номинировался в долларах. А каков будет баланс сил на Ближнем Востоке, администрацию Трампа, вероятно, волновать не будет, а значит, сократится потенциал дестабилизации, и увеличатся силы на стабилизацию, отметил Жантиев.
Как прокомментировал для «Утра» президент Института национальной стратегии М. Ремизов, попытки уходящей американской администрации гнуть до последнего свою политику вряд ли увенчаются успехом. Не получится навязать Трампу сложившуюся в США систему целей и приоритетов по сирийскому направлению, у него явно есть свой взгляд. Он слишком много критиковал политику Обамы и Клинтон по Ближнему Востоку, чтобы следовать в их фарватере, и он попытается, пусть для вида, предложить и реализовать собственную комбинацию. Это может быть комбинация, рассчитанная на публичный и репутационный эффект, чем на реальное урегулирование, существует высокая вероятность того, что он выразит готовность к совместному подавлению ИГ и прочих исламистских группировок, например, на условиях отсрочки политического решения по судьбе Асада. В любом случае Трамп будет вынужден предлагать по Сирии новую стратегию.
Все это не слишком вписывается в интересы уходящей администрации, у которой есть обязательства перед союзниками на Ближнем Востоке. Эксперт допускает, что такие обязательства перед арабскими союзниками действительно существуют, и их стремятся защищать. В этом не обязательно замешаны какие-то частные коррупционные интересы. Многие стратеги в США говорят, что в ближневосточном регионе следует опираться на союзников – Саудовскую Аравию и Катар, и чем надежнее Соединенные Штаты проводят линию своих союзников, тем они увереннее себя чувствуют в регионе. Обама и Керри уходят, но остаются те силы, в чьих интересах они действовали и старались решать ситуацию в Сирии, и эти силы пытаются использовать последние возможности уходящей администрации.
Не брать обязательства и ничего не обещать.
В США существует арабское лобби и часть элит, которая с ними связана. Ремизов указывает на глобальную влиятельную часть американской элиты, которая, несмотря ни на что, ставила на силы так называемой «Арабской весны», и старается любыми способами настаивать на своем, даже в том случае, когда на официальном уровне вся эта затея была признана, с точки зрения американских интересов, не слишком удачным проектом.
Фактически сохраняется та же политика, с которой ассоциировалась Клинтон во время работы на посту госсекретаря США. Тем самым, поскольку сирийская армия воюет в Алеппо с саудитами (союзниками ближайшего регионального партнера США), а это особо никто не скрывает, за активизацией Керри стоит простое стремление остановить наступление на город. А далее создать больше факторов инерции для следующей администрации, чтобы ей пришлось максимально принять данное, созданное предшественниками, и действовать в этих рамках, считает эксперт.
Но, по его мнению, Москве совсем необязательно подыгрывать американским партнерам, что тем более важно - уходящая американская администрация, определенно, не может ничего такого предложить России взамен, что и при Трампе не утратит своей актуальности. Соединенные Штаты, конечно, могут России угрожать созданием репутации «недоговороспособного партнера», а точнее, попытаться «прогнуть» Москву такой угрозой, чтобы добиться от российского руководства неких уступок в нынешних переговорах, создав дополнительный негативный фон в целом для российско-американских отношений, а не только для отношений России с действующей американской администрацией.
В данном случае, как полагает Ремизов, лучше «мягко и вежливо» саботировать такое давление, уверен он. Важно, что на следующую администрацию не перейдут неформальные обязательства действующей администрации, и в этом смысле она ничего предложить не может на долгосрочную перспективу. Москве тем более совершенно не обязательно служить инструментом разрешения разногласий и противоречий внутри Соединенных Штатов. В данном конкретном случае искусство дипломатии должно заключаться в том, чтобы, не ввязываясь в конфликт, максимально оградить себя от давления. Не брать на себя никаких обязательств и не обещать ничего, резюмировал эксперт.