1 декабря с тревогой ожидали не только по обе стороны российско-украинской границы – к «ракетному кризису» между двумя соседними странами было приковано повышенное внимание и Европы, и Америки.
Это политико-дипломатическое противостояние, связанное с анонсированными Киевом военными учениями на юге страны, в ходе которых были запланированы пуски новейших украинских ракет, вызвало резкую реакцию Москвы. Однако большинство экспертов дипломатические ноты протеста, обращения России в международные организации и обещания Кремля нанести «удар возмездия» по объектам на территории соседнего суверенного государства считали сотрясением воздуха. Именно поэтому ракетное противостояние многие сравнивали с карточным покером, в котором, как известно, большую роль играет умение игроков блефовать. Так кто кого переблефовал в ракетном покере – Москва или Киев?
Издание для инвесторов «Биржевой лидер» ранее писало, что открытый военный конфликт в настоящее время не с руки Кремлю – не та международная обстановка. Не исключено, пишет Деловая столица, что, предугадывая свое поражение в партии, в Кремле решили подстраховаться, причем столь любимым Москвой асимметричным способом. Таковым выступило ежегодное послание президента РФ к российскому парламенту. Еще в середине ноября информированное российское издание Известия сообщило, что Путин выступит перед депутатами Думы 8 декабря. Однако через несколько дней из Кремля сообщили другую дату – 1 декабря. К тому времени Киев уже озвучил планы о ракетных маневрах неподалеку от административной границы с Крымом. Расчет был прост: если Москва будет спускать вопрос ракетного кризиса на тормозах, то внимание российских СМИ к выступлению Путина отвлечет внимание внутренней аудитории РФ от событий на юге Украины.
В первую очередь для внутренней аудитории Москва пыжилась – вплоть до того, что пообещала сбивать украинские ракеты в воздухе и уничтожать их пусковые установки на земле. И это вполне объяснимо: просто «выразить обеспокоенность» – слишком слабый сигнал для внутренней аудитории и мировой общественности со стороны Москвы.
Но одно дело – словесные угрозы, и совсем другое – реальное поражение объектов в воздушном пространстве и на территории другого суверенного государства. Видимо, именно на это и рассчитывали в Киеве. И, следует признать, этот блеф-троллинг украинцам удался. Москва, во-первых, в очередной раз продемонстрировала всему миру свою агрессивность и наплевательское отношение к международному праву, а во-вторых, продемонстрировала свою неготовность заходить настолько далеко. Украинского посла на ковер в российский МИД не вызывали, ультиматумов (не считая угроз со стороны Минобороны РФ, которое не определяет внешнюю политику Российской Федерации) официальная Москва Киеву не выдвигала. Даже пресс-секретарь президента РФ Песков отметил, что послание Минобороны РФ к Киеву полноценной дипломатической нотой не является. «Угроза, которую ты не можешь осуществить, – это в лучшем случае неудачная шутка. В худшем – клоунада», – отметила Деловая столица.
Тем не менее, Москва до последнего пыталась показать всему миру, что готова защищать отжатое имущество (то есть Крым) до последнего. Но «ключевое слово здесь – показала», потому что дальше демонстрации Москва так и не пошла.
Именно такой расклад и дает право назвать победителем в «ракетном покере» Киев, но никак не Москву.
Автор: Александр Дынниченко