Украине нужно сделать Евросоюзу выгодное предложение о сотрудничестве, принять европейское законодательство и признать верховенство общеевропейской судебной системы. Это более реальный путь сближения с Европой, чем ожидание членства в ЕС. Об этом «Деловой столице» рассказал российский экономист Владислав Иноземцев. С мнением эксперта знакомит издание «Биржевой лидер».
Евросоюз на сегодня переживает непростые времена, но, по мнению Иноземцева, вызовов для его существования нет. Но нужно посмотреть, как пройдет Brexit. Пока этот процесс не завершится, не нужно ждать деструктивных движений в ЕС. Людям свойственно наблюдать и выжидать, поэтому Европа будет наблюдать за британцами. Финансовые проблемы не имеют никакого отношения к целостности ЕС. Они серьезны, но финансовые проблемы решаются между банками и регуляторами. Хорошего там не мало, а скепсиса много, но вряд ли негативные события будут нарастать, чтобы затем перекинуться в политическую плоскость.
В то же время в США и ЕС действуют низкие процентные ставки. Говоря о том, как долго может проводиться политика низких ставок и каковы ее цели, российский экономист отметил, что цель в том, чтобы деньги населения вкладывались в какой-то бизнес, акции, финансирование правительственных долговых обязательств. Если ставка Центробанка нулевая, то банки не могут гарантировать доходность вкладов. Они должны или инвестировать в рисковые инструменты, или брать комиссию, предлагая клиентам отрицательные ставки. Но такие ставки демотивируют людей. Раньше они копили и вкладывали в производство товаров, зарабатывая на этом. А сейчас же их вынуждают тратить, но потребление имеет свои пределы. А если люди не хотят тратить, но и не могут хранить, потому что это убыточно, то в поведении инвесторов возникнут сдвиги. Пока не ясно какие, возможно, больше будут вкладывать в недвижимость и новые инструменты, как пример, в арендные платежи - покупка дома для сдачи в аренду.
Говоря о ситуации для Украины, стремящейся в ЕС, но не получающей четких ответных сигналов, Иноземцев отметил, что по его мнению в Европе на украинцев смотрят несколько иначе, чем, например, на поляков. Возникает ощущение, что у европейцев есть какой-то эмоциональный уровень мотивов. Польша начала переговоры о вступлении в ЕС в 1990 году, получила план действий, а в 2004-м стала членом Евросоюз. Поляки для европейцев ментально свои. А Молдова, Украина, Беларусь, Россия таковыми в ощущениях европейцев не являются. А вот когда украинец говорит, что хочет стать европейцем, то встаёт вопрос: ну и что? Европейские ценности разделяют во многих частях света, но в ЕС до сих пор не определились: зачем им Украина как часть ЕС? И этот вопрос невозможно снять, но можно девальвировать, считает Иноземцев.
По его мнению, Украине нужно согласиться с тем, что для получения членства в ЕС нет исторически фундаментальных причин, зато есть множество поводов ее принять. В таком контексте украинская элита не работает, а нужно говорить: принять нас в ЕС нужно не потому, что нам приходится воевать с российскими варварами на Донбассе, а потому что вам будет лучше. Украина может предложить европейским компаниям перенос их производств на свою территорию, исходя из преимуществ рабочей силы, изменения энергетической структуры, наличие доступа к транзитным путям Черного моря и тому подобное. Но и такая работа не будет гарантировать членство в ЕС в обозримые сроки. Европейцы все еще «переваривают» Восточную Европу как субъект принятия решений. Председатель Евросовета Д. Туск, еврокомиссары - прибалты, первый замглавы Еврокомиссии словак М. Шефчович. Европе нужно к этому привыкнуть. Приход Украины будет означать появление двух украинских еврокомиссаров и шестой по численности фракции в Европарламенте, а европейцев это пугает.
А еще большое количество денег идет на разного рода структурные программы и Украина, как самая бедная страна, будет главным их получателем, то есть, тогда потеряют Греция, Испания, Эстония, Болгария. В этой ситуации, по мнению Иноземцева, можно было бы попробовать протолкнуть некое среднее решение. У Украины уже есть ассоциация с ЕС. Там много хорошего, но нет системы европейского управления и менеджмента. Можно имплементировать европейские законы в украинское законодательство, но европейский инвестор рано или поздно столкнется с рейдерством украинского олигарха. И украинский суд примет сторону олигарха. В этой ситуации с учетом имиджа Украины на Западе инвестиции не придут.
Поэтому нужно, чтобы последней инстанцией решений судебных споров в Украине стал Европейский суд в Люксембурге. При этом Украина не принимала участия в процессе усовершенствования европейского законодательства, не участвовала в работе Европарламента и не получала дотации. В этом случае напряжение будет снято. Похожая ситуация складывается для Британии вне ЕС. Она будет проводить свою миграционную политику и политику налогообложения, но имущественные споры будут решаться в рамках европейского законодательства. А для того, чтобы остаться на европейском рынке, британцы будут платить около 1 млрд. евро в год. Всего таких стран четыре (Великобритания, Швейцария, Норвегия, Исландия), а Украина могла бы заявить, что хочет стать пятой. Заявить, что принимает европейские законы и верховенство общеевропейских судов. Инвестиции коммерсантов в украинскую экономику дадут прибыли им и налоги государству, а оно будет давать 1 млрд. евро в год за то, что пришло на европейский рынок. От такого предложения отказаться тяжело, уверен экономист.
Украина в отличие от Польши не является для Европы «своей» – Иноземцев
Автор: Денис Мягкий
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.