Горячие Новости

Облако тегов

Интриги в президентских выборах в Узбекистане нет – эксперты

Интриги в президентских выборах в Узбекистане нет – эксперты

Как известно, вчера, 4 ноября, в Узбекистане прошли досрочные выборы президента. Все без исключения эксперты и обозреватели говорят, что победа достанется экс-премьер-министру, а после смерти президента Ислама Каримова – и.о. главы государства Шавкату Мирзияеву. Чего ждут от нового узбекского президента за рубежом, разбирались журналисты издания «Deutsche Welle».

Реалисты и оптимисты.

Учитывая то, что Узбекистан географически (как государство, граничащее со всеми республиками Центральной Азии) и демографически (как страна с 30-миллионным населением) объективно играет главную роль в регионе, у глобальных игроков ожидания, которые связанны с новым узбекским президентом, могут существенно различаться. «В Анкаре говорят о более тесном, нежели при Исламе Каримове, включении Ташкента в свои инициативы по объединению вокруг Турции тюркских государств. В Вашингтоне хотят вывести сотрудничество с Узбекистаном на афганском направлении хотя бы на уровень, который был до событий 2005 года в Андижане. И благодаря этому сотрудничеству вернуть каналы влияния на регион, во многом утерянные при президенте Бараке Обаме», - говорит Наталья Харитонова, являющаяся координатором Евразийской объединенной экспертной сети Jeen.

По выражению Харитоновой, оптимисты в Москве указывают на перспективу возвращения Ташкента в стратегическую орбиту Российской Федерации, к примеру, в ОДКБ. У реалистов более скромные запросы. Согласно словам эксперта, они рассчитывают на усиление военно-технического сотрудничества двух государств, а также двусторонней кооперации в вопросах, касающихся региональной безопасности. «В СМИ уже появились сообщения про углубление такого сотрудничества. Однако заявление, которое было сделано 1 декабря узбекским замминистра внешнеэкономических связей и торговли, что вступление в ЕАЭС пока не соответствует интересам государства, косвенно опровергает прогнозы оптимистов и демонстрирует установку команды Мирзиеева на то, чтобы в меру своих возможностей следовать курсом вне стратегических орбит больших стран», - полагает эксперт Jeen.

Однако, несмотря на «конкуренцию ожиданий» в Москве, Вашингтоне и Анкаре, а также в Бишкеке и в Душанбе, у всех есть общий знаменатель и обусловлен он интересами в области безопасности - чтобы новая команда провела транзит власти спокойно, и Узбекистан, который при Исламе Каримове аналитики Международной кризисной группы оценивали как потенциальный фактор нестабильности, не взорвался. «Такого рода опасения подкрепило и то, что в Узбекистане не сработали формальные институты передачи власти - так, как было в 2006 году в Туркмении (после кончины Туременбаши). Однако нынешняя команда показывает более мягкий и дисциплинированный переход», - сказал DW Акежан Кажегельдин, экс-премьер-министр Казахстана, имея в виду конституционные нарушения, которые были допущены при назначении исполняющего обязанности президента и в Туркмении, и в Узбекистане. И одном, и в другом государстве временно исполняющими обязанности президента стали не спикеры парламентов, а представители исполнительной власти.

Еще один вопрос, в котором у внешних игроков имеется консенсус, определяется объективными интересами иностранного бизнеса. Здесь ожидаются перемены к лучшему в том плане, чтобы государство не препятствовало притоку зарубежных инвестиций. «Бизнес ждет открытия экономики государства для потенциальных инвесторов, а также предложения им масштабных инфраструктурные проектов», - отмечает Акежан Кажегельдин. Тогда выгоду получат не только непосредственные участники таких проектов, а и центральноазиатский регион в целом. «Такого рода предложения уже есть. Однако новому руководству необходимо сделать огромный шаг в направлении свободы бизнесу. Узбекистан, учитывая предприимчивость и трудолюбие своего народа, может достаточно быстро развивать не очень капиталоемкие сектора экономики, а особенно сферу услуг, если людям дать больше свободы. Это может вызвать настоящий бум, который сработает и на государство, и на весь регион на многие годы», - прогнозирует один из оппозиционных казахских политиков, который сейчас живет в изгнании на Западе.

Чего ожидают в Душанбе.

15573290_404.jpgВ Киргизии, а особенно в Таджикистане - государствах, у которых отношения с предыдущим президентом не сложились, от Мирзияева и его команды ожидают не столько успехов в модернизации экономики Узбекистана, сколько большей готовности к компромиссам в вопросах разрешения противоречий, накопившихся на протяжении долгого периода в Центральной Азии. «Узбекистан, в отличие от Казахстана, и раньше не очень показывал желание быть глобальным игроком. Он больше концентрировался на региональных задачах. Сейчас есть ожидания, что новое поколение политиков сумеет более предметно заниматься нерешенными территориальными вопросами», - говорит Кажегельдин.

«Не думаю, что новая команда поведет себя более агрессивно в отношении Киргизии и Таджикистана, нежели прежняя. Однако у Ташкента традиционно довольно четкая оценка потенциальных конфликтов в регионе и имеет место более серьезное, нежели у соседей, отношение к появляющимся вызовам. Это, прежде всего, касается афганского направления», - утверждает экс-премьер Казахстана.

Автор:
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.
Возник вопрос по теме статьи - Задать вопрос »
comments powered by HyperComments
« Предыдущая новость «  » Архив категории «   » Следующая новость »

Рекомендованный брокер №1

Журнал «Биржевой лидер»

Журнал, интересные статьи

Энциклопедия

курс казахстанского тенге
Казахстанский тенге к российскому рублю
юань
Прогнозы: юань
Google+
Google+
курс юаня
Юань евро
курс фунта
Фунт рубль
Volkswagen Passat
Volkswagen Passat – визитная карточка немецкого концерна