Потеря двух истребителей с тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» обошлась российской казне в 6 миллиардов рублей. Об этом в своем аккаунте в соцсети Twitter сообщил известный российский блогер Рустем Адагамов.
Ссылаясь на источники в Министерстве обороны РФ, блогер также сообщает, что в настоящее время проводятся серьезные проверки как на самом авианосце, так и на заводе, изготавливающем тросы для аэрофинишеров. (Ранее «Биржевой лидер» сообщал, что обе авиакатастрофы на «Адмирале Кузнецове» случились из-за лопнувших тормозящих устройств).
Военный эксперт Алексей Арестович в комментарии для интернет-издания "Апостроф" популярно объяснил, что такое аэрофинишер. Посадочная полоса на авианосце короткая, поэтому при посадке для торможения самолета используется специальное приспособление – аэрофинишер. Это система тросов, за которые цепляется специальный крюк самолета. Эта система с многоступенчатой подстраховкой состоит из 4 тросов. Если самолету не удается зацепиться за первый трос (или он порвался), в действие вступает второй, чего обычно бывает достаточно, как показывает мировая практика. Третий и четвертый тросы используются совсем редко.
Разрыв троса сулит неприятностями самолетам, которые находятся в воздухе и готовятся к посадке, так как палубной команде нужно заменить поврежденный механизм. Так было с первым российским истребителем МиГ-29КР, потерпевшим катастрофу на «Кузнецове»: он просто выработал все топливо до того, как получил разрешение на посадку. Второй же истребитель Су-33 просто порвал трос и на высокой скорости перелетел через борт корабля.
Ранее «Биржевой лидер» приводил мнение российского военного эксперта Павла Фельгенгауэра, который назвал отправку «Кузи» (так на флоте прозвали «Адмирала Кузнецова») пиар-акцией командования ВМФ РФ, так как у корабля данного типа совсем другие задачи, чем бомбить наземные цели в Сирии. С ним согласен Арестович, который считает, что лучшим выходом из ситуации был бы отзыв единственного российского авианосца домой. Но, во-первых, это стало бы позорищем для российского флота и обернулось бы репутационными потерями, а во-вторых, не исключен вариант, что «Кузя» попросту не дойдет до родной базы. У него были серьезные проблемы по пути вокруг Европы к берегам Сирии: то из трубы черный дым валил, как на броненосцах начала XX века, то остаток пути в Средиземном море его буксиры тащили. Страны Европы вряд ли согласятся принять «Кузю» на ремонт, а если он по дороге домой окончательно обломается где-нибудь в Ла-Манше, то «это будет совсем уже смешно». Единственный выход – послать к берегам Сирии корабли сопровождения, чтобы попытаться на месте отремонтировать авианосец.
И в качестве итога. Российский военный эксперт Александр Гольц в статье для интернет-издания The New Times отметил, что «эти катастрофы – очень серьезный признак, который перечеркивает победные реляции отечественного ОПК о грандиозных успехах перевооружения армии. Катастрофы на «Кузнецове», бесконечные срывы в испытаниях стратегической ракеты «Булава», падения «Протонов» – явления одного порядка», свидетельствующие о системном кризисе российской оборонки.