В России в Белореченском райсуде Краснодарского края начался процесс над сотрудниками Белореченской воспитательной колонии, где в ноябре прошлого года был до смерти забит 16-летний украинец Виталий Поп. На скамье оказались десять человек, двоих из них судят по статье «Нанесение тяжких телесных повреждений, приведших к смерти потерпевшего»: старший инспектор отдела охраны А. Шамхалов, начальник караула охраны А. Караулов. Остальных обвиняют в злоупотреблении или превышении должностными полномочиями. О трагической истории, приведшей к смерти молодого парня, рассказало «Радио Свобода» в своей публикации, с которой знакомит издание «Биржевой лидер».
Как рассказала о Виталии Попе его мать Светлана, он был третьим ребенком в семье, «домашним мальчиком» и «трудягой». Учился Виталий в школе в селе Грушево на Закарпатье, но на каникулы уезжал в Россию, где в станице Холмская Краснодарского края жил его отец Иван. После школы Виталий с мамой перебрались к отцу. Виталий работал с родителями и собирался поступить в Абинске в училище, заниматься ковкой. Мать утверждает, что друзей у сына в России почти не было, он занимался спортом, не употреблял наркотики и алкоголь. Но по непонятным причинам в июне прошлого года зашел в один из магазинов, где дважды ударил по затылку продавщицу и сорвал с нее золотую цепочку. Это украшение он не продал, а вернул уже во время следствия. Задержали Виталия через две недели после события, он не объяснил свои действия. В сентябре Абинский райсуд приговорил его к 4 годам лишения свободы.
Как рассказывает мать, Виталия вначале содержали в новороссийском СИЗО, он звонил брату, рассказывал, что сидит с взрослыми и его не обижают. Но когда он сообщил о переводе в Белоречку, сказал, что там страшно бьют сразу по приезде. В целом он был запуган и предположил, что может не вернуться.
В обвинительном заключении есть пояснение, что 24 ноября 2015 года ожидался этап в Белореченскую колонию из 7 несовершеннолетних заключенных. ВРИО начальника колонии В. Иванов собрал совещание, на котором сообщил подчиненным, что «будет сложный этап», среди прибывающих четверо настроены «сломать режим учреждения». Дежурному помощнику начальника колонии С. Андриященко поручили отобрать сотрудников охраны для приема поступающих и применения в отношении них психологического и физического воздействия «для подавления их морально-волевых качеств». Иванов также дал указание выключить камеры наружного наблюдения. Один из обвиняемых пояснил, что прием такой категории осужденных сопровождается принуждениями к физическим упражнениям, уборке туалета, психологическим давлением, чтобы сломить их волю и привести к порядку. При этом мытье туалета считается в среде осужденных как позорное действие, блатным после этого уже считаться нельзя. В то же время работникам колонии ставилась задача для принуждения заключенных допускать удары ногами по ногам, но по лицу не бить, чтобы не оставлять следы.
Этап прибыл ночью, подростков почти сразу направили в баню в сопровождении сотрудников колонии. Там им приказали раздеться и пройти по нескольким помещениям, пока в коридоре их ждали нынешние обвиняемые, одетые в спецодежду с берцами на ногах и черных масках на голове. Далее заключенным стали давать команды, чтобы они подпрыгивали или отжимались от пола, во время выполнения этих приказов их уже избивали, и особенно сильно тех, кто не выполнял приказы активно.
Воспитатель колонии В. Заднепровский «работал» в коридоре с Виталием Попом, затем принуждал мыть туалет, но молодой человек отказался от этого наотрез. По словам адвоката молодого человека – А. Попкова, следствию удалось доказать только один сильный удар со стороны Заднепровского Виталию – в спину, но на помощь Заднепровскому пришли охранники А. Шамхалов и А. Криволапов. Один из обвиняемых показал, что лично видел, как Криволапов наносил удары ногой сверху по голове, по телу Виталия, лежавшего на полу туалета, а когда он уже лежал без признаков жизни, Криволапов заявил, что осужденный притворяется, хотя Виталий уже был сильно избит, у него было порезано ухо, кровь от раны на голове и сплошная гематома от шеи до живота. Тем не менее, Криволапов несколько раз ударил головой Виталия о край унитаза, а затем полил его водой из шланга, а когда тот пришел в себя, Шамхалов и Криволапов опустили его головой в унитаз. Затем Шахмалов, Криволапов и Заднепровский продолжили Виталия избивать, нанося удары по голове и груди.
Как показала судмедэкспертиза, Виталий умер от закрытой черепно-мозговой травмы с ушибом головного мозга. Его мать вспоминает, что на голове сына не было живого места, а на теле и конечностях были ссадины и синяки, а еще ушиб обоих легких, разрыв сальника, сломаны три ребра. При этом, по словам адвоката, следов, характерных для возможной самообороны, у Виталия не выявлено. Патологоанатомы не сомневаются, что травмы позволяли Виталию сохранять способность к активным действиям «несколько минут или несколько десятков минут». Это в целом подтверждает показания сотрудников колонии, уверявших, что Виталий самостоятельно отправился на стрижку, но затем пожаловался на самочувствие и уже одетый лег на кушетку. Хотя свидетели из числа заключенных не видели парня после туалета, так что его могли одеть в бессознательном состоянии.
Смерть молодого человека привела к скорой кончине из-за проблем с сердцем его отца. Мать на сегодня нянчит внука своей погибшей пять лет назад дочери, ждет суда над убийцами Виталия, но в российское правосудие не верит.
В российской колонии надзиратели до смерти забили 16-летнего украинца
Автор: Денис Мягкий
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.