В германском обществе уже некоторое время живет страх. Материализацией опасений рядовых немцев стал террористический акт в Берлине, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Своими размышлениями о происшествии на берлинском рождественском базаре поделился главред DW Александр Кудашефф. Он пишет, что долгое время немцы опасались большого теракта. Сейчас можно сказать что событие, которого многие с опасениями ожидали, произошло, а мрачные прогнозы сбылись. Тем не менее, жертвы теракта на рождественской ярмарке вряд ли станут единственными пострадавшими.
Произошедшее в Берлине потрясло и шокировало всю Германию. В результате теракта погибли 12 человек, около 50 людей получили ранения, в том числе тяжелые. Нападение террористов было нацелено на всю Германию и свободное общество, в котором привыкли жить немцы. Именно поэтому удар был нанесен по исключительно мирному символу - рождественской ярмарке. В предновогоднее время такие базары посещают миллионы людей, включая иностранных гостей Германии. Каждый из них на несколько часов отвлекается на ярмарке от повседневной жизни с ее стрессами, наслаждается атмосферой приближающегося праздника.
Пострадали все.
Учитывая значение рождественской ярмарки для рядовых немцев, можно сказать, что кровавый террор был направлен против всех людей, желающих жить свободно и раскованно. Судя по всему, с помощью варварского акта террористы стремились подорвать жажду свободы, свойственную немцам. Именно поэтому произошедшее в Берлине может изменить всю страну. Сейчас понятно, что немцы больше не под прицелом международного терроризма, о чем их долго, но довольно расплывчато, предупреждали жители других стран.
Современные немцы из разряда потенциальных перешли в категорию состоявшихся жертв. Такими же жертвами являются британцы, французы, испанцы, израильтяне, американцы и другие народы. Тем не менее, принципиального значения не имеет то, кто именно совершил преступление – психически неуравновешенный человек в состоянии амока, кровожадный одинокий волк или группа фундаменталистов.
Случившееся событие в самое сердце поразило общество свободное и открытое. Нападение именно на рождественскую ярмарку также можно воспринимать как очередной выпад против христианских символов. Объектом атаки стали проявления германских традиций, немецкой и европейской идентичности.
Александр Кудашефф соглашается с канцлером Ангелой Меркель, которая называет день трагедии тяжелым для немцев. За последние несколько лет в Германии произошло несколько мелких и средних терактов, многие террористические атаки удалось предотвратить. Однако состоявшийся днями теракт является во всех случаях особенным. Почти явственно чувствуется, что событие следует воспринимать как зловещее предзнаменование.
После этого происшествия ментальность немецкого общества почти наверняка изменится. В германской ментальности станет меньше легкости, которая местами могла перерастать в столь привлекательную беззаботность. В то же время не исключено, что теракт повлечет за собой некоторые политические последствия.
Германия почувствует себя менее безопасной.
В последнее время рядовые немцы очень часто повторяли, что не позволят террору лишить себя чувства свободы. Сейчас это чувство неизбежно начнет отступать под натиском глубоко засевшего ощущения незащищенности. Германия ближайшего будущего почувствует себя менее безопасной. Чтобы представить себе более полную картину, необходимо учитывать политическую турбулентность.
Если окажется, что теракт действительно совершил беженец, то политическое землетрясение неизбежно. При подтверждении этой версии станет понятно, что агрессию проявил человек, искавший в Германии защиты и просивший убежища, тот, кого немцы не выслали из страны, не отправили назад. Если виновником происшествия на самом деле является один из беженцев, перед которыми Германия в прошлом году великодушно и бесконтрольно открыла свои границы, в политике следует ждать важных изменений.
Политика Ангелы Меркель в отношении беженцев станет объектом резкой критики. Ранее «политика открытых дверей» уже критиковалась, особенно после резонансных происшествий с участием выходцев из восточных стран. Кроме политики возможен пересмотр также отношения к происходящему со стороны общества. Довольно суровым испытанием ситуация может стать для готовности общества дружелюбно принимать в своей стране людей, оказавшихся в беде.
Параллельно вполне ожидаемо может вырасти поддержка в обществе национал-эгоистического мышления. Проводники этих идей начнут праздновать не только символические победы. В этом случае открытое общество постепенно начинает закрываться. В дальнейшем внутриполитический климат ожидает охлаждение, над свободой неизбежно нависнет внутренняя угроза. Развитие событий по такому сценарию можно уверенно назвать безрадостным.
Понятно, что именно в такое время немцам необходимо сохранять спокойствие и благоразумие. Однако хладнокровие многим гражданам сохранять все труднее. Вечер 19 декабря 2016 года изменит Германию. Пока трудно сказать насколько сильными окажутся изменения.