Известный аналитик Центра восточных исследований (Варшава) Ш. Кардас поделился своим видением о том, возрастет ли в 2017 году риск возникновения масштабного газового кризиса, пишет польская Biznes Alert.
Эксперт объясняет, что, учитывая ныне сложившуюся обстановку, можно утверждать, что газовый кризис в известном треугольнике РФ — Украина — ЕС никак не предопределен, но сам риск того, что он все-таки может разразиться, в сравнении с предыдущими годами, увеличился. Во-первых, общие объемы запасов газа в хранилищах Украины в начале данного отопительного сезона оказались меньше, нежели в предыдущие годы. Дальнейшее сохранение вполне достаточного объема запасов важно для того, чтобы поддерживать аналогичное давление в современной украинской газовой системе, которое позволяет обеспечивать безопасную поставку сырья для получателей ЕС.
При этом никто точно не знает, какой именно уровень наполненности сейчас можно называть граничащим с риском. Много лет российская сторона заявляла, что минимальный уровень составляет 20-21 миллиард кубов, но это не нашло никакого подтверждения в предыдущие годы, когда объемы запасов в газохранилищах в начале отопительного сезона составляли 16-17 миллиардов кубов. Во-вторых, звучат разные неблагоприятные прогнозы, которые указывают на то, что эта зима в итоге может оказаться более морозной, нежели предыдущие. Поэтому в Украине может увеличится спрос на газ, хотя, вероятно, украинцам удастся все-таки обеспечивать стабильные поставки необходимого угля. В-третьих, Россия в переговорах с Украиной заняла решительную позицию, категорически отказавшись заключить спецсоглашение на условиях, сходных с теми, которые использовали в т.н. «Зимних пакетах» в 2014 и прошлом годах.
Что до будущего проекта, именуемого «Северным потоком-2», то, вероятно, россияне и западноевропейские партнеры настроены претворить данный проект в жизнь, говорит эксперт. До сих пор у этого проекта есть политическая поддержка со стороны государств, компании которых принимают участие в этом предприятии. Еврокомиссия пока что по «Северному потоку-2» занимает пассивную позицию и нет вообще никаких сигналов, что в самое ближайшее время такая ситуация изменится.
У Еврокомиссии нет никаких особых полномочий, чтобы заблокировать дальнейшее создание необходимой новой инфраструктуры. К тому же есть ряд спорных вопросов, нужно ли оценивать весь данный проект, а в особенности его морскую часть, через призму соответствия законодательству ЕС. Вместе с тем, так как проект противоречит главным механизмам и целям сотрудничества в рамках активно формирующейся с таким трудом всей совместной энергополитики, многие члены ЕС ожидают от Еврокомиссии жесткой реакции. Некий шанс появится, если решительную позицию займет в отношении проекта Евросовет (этого требуют некоторые из скандинавских стран). Но, учитывая расхождение мнений именно по поводу разных российских проектов, вряд ли последует такая реакция.
Что до финансовых вопросов, то из заявлений «Газпрома» сейчас следует, что концерн попробует привлечь внешнее финансирование с помощью кредитов. Такой процесс будет непростым не только по причине антироссийских санкций («Газпрома» в известном санкционном списке нет, но из-за того, что против России ввели ограничения, его доступ к зарубежному капиталу ограничен), но еще и по причине сомнений в лоббистских возможностях нынешних западноевропейских партнеров газового концерна в этой сфере.
Сможет ли укрепить «Газпром» свою позицию на территории Европы?
Эксперт заявляет, информирует издание «Биржевой лидер», что предварительные данные за нынешний год показывают, что объемы поставок «Газпрома» на еврорынок увеличились (по сведениям главы российского Минэнергетики А. Новака, объемы экспорта российского газа вырастут в 2016 году примерно на 5,2%, другими словами - до 202,3 миллиарда кубов). Ш. Кардас говорит, что газ, который сейчас формально поставляет «Газпром» или корпорация «Газпром экспорт» — это не только лишь то сырье, которое экспортируется физически из России, но еще и газ, который покупается на еврорынке и реэкспортируется в рамках подписанных договорных обязательств концерна из РФ.
Положительные именно с точки зрения «Газпрома» сведения используют в роли аргумента в пользу будущего строительства каких-то новых газопроводов из РФ в Европу («Северного потока-2», а также «Турецкого потока» — 2-й нитки газопровода с мощностью в 15,75 миллиарда кубометров, предназначенной для осуществления поставок на рынок ЕС). Нельзя исключить того факта, что положительный для данной компании тренд сохранится и в следующие годы. Значит, вполне возможно, что российский газ, что поставляется по конкурентным ценам, на европейском рынке сохранит свою долю в 30%.
Но на фоне активных усилий со стороны европейских государств по диверсификации источников поставок и явного отсутствия перспектив на увеличение потребления газа в Европе ныне представляется, что ожидания того же «Газпрома», о которых он заявил еще в 2013 году, вообще не оправдаются. Тогда утверждалось, что к 2020 году объемы спроса на российский газ возрастут на 80 миллиардов кубов, а к 2030 — на двести миллиардов кубов.