Скорость распространения информации в 21 веке на порядок превосходит самые смелые прогнозы, сделанные ранее. Профильные специалисты обсуждают влияние на сознание людей так называемой «пост-правды». Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
В своей публикации для Financial Times британский историк, журналист, возглавляющий Центр европейских исследований при колледже Святого Антония в структуре Оксфордского университета, Тимоти Эш прокомментировал влияние манипулятивной информации на восприятие обществом окружающего мира. Он пишет, что в эпоху интернета быстрее всего распространяются вовремя озвученные клише.
Поэтому ни один из разговоров современных людей не обходится без упоминания «пост-правды». Между тем распространение манипуляций нельзя назвать характерным элементом современности. Никто не может сказать, что буквально вчера журналисты и политики оперировали исключительно правдивой информацией. Также известными моментами из истории являются стратегии Йозефа Геббельса и Иосифа Сталина, тоталитарную ложь которых затем разоблачали Джордж Оруэлл и Александр Солженицын.
Новую угрозу, характерную 21 для века, более уместно называть термином «пост-факты» или же «пост-правда». В конце концов, исследования показывают, что в Германии выражение «postfaktisch» получило звание слова года. Частое употребление этого определения свидетельствует о том, что обсуждение в экспертных кругах проблемы было актуальным еще несколько лет назад.
Тимоти Эш напоминает, что суть и опасность «пост-фактов» заключается в том, что довольно сильное влияние на электорат имеет выдумка, завернутая в обертку из эмоций, усиленная затем многократным повторением в интернете. Можно с уверенностью сказать, что теплая эмоциональная выдумка легче воспринимается сознанием среднестатистического обывателя, чем холодной факт, эмоции традиционно побеждает в борьбе со здравым смыслом.
Напоминает британский историк, что в свое время выдумки избранного президента Дональда Трампа заставили Барака Обаму обнародовать свое свидетельство о рождении. Курьез случился еще во времена, когда Обама впервые баллотировался на пост президента. Однако даже после демонстрации свидетельства о рождении некоторые американцы, поверившие выдумкам Трампа, сомневались в подлинности документа. В данном случае нынешний избранный президент взял на вооружение сатирическую концепцию правдоподобия комедийного актера Стивена Колберта.
Против дезинформации нужно вести борьбу.
Напоминает Эш, что в свое время Оруэлл и Солженицын не сдались, они продолжили борьбу и одержали победу в борьбе с Геббельсом и Сталиным. Это значит, что для современников признание собственного поражения практически без борьбы будет выглядеть как жалкий поступок. Проанализировав ситуацию, можно определить ряд способов для противостояния «пост-фактам» и способствовать превращению 2017 года в период «анти-пост-факта».
Одним из таких элементов историк называет проверку фактов. Эш уточняет, что проверять факты следует не только при подготовке политических новостей журналистам, но и в процессе ежедневного пользования Интернетом. Реакцию интернет-сообщества на неправдивую информацию историк проверил на собственном примере.
Недавно на своей странице в сети микроблогов Twitter Эш распространил несколько фотоснимков. Суть сообщения заключалась в том, что Палата общин собралась в полном составе для обсуждения зарплаты депутатов, но зал для заседаний пустовал при рассмотрении ситуации в Алеппо. В результате, по словам историка, за несколько минут ему начали поступать сообщения о неправдивости опубликованного материала. Поэтому автор внес необходимые коррективы в свое сообщение.
Убежден историк, что подобная интернет-грамотность, а также поощрение быстрого и эффективного опровержения должны быть элементом любой школьной программы. Университеты в свою очередь могут больше внимания уделять работе над глубокими анализами, подготовкой перечня аргументов для последующего распространения. Кроме того, в аналогичном направлении могут работать благотворительные фонды, финансирующие журналистские расследования.
Еще одним из заслуживающих внимания моментов является потеря эффективности традиционными моделями бизнеса в области СМИ. С учетом тенденций, для противодействия манипуляциям понадобится больше фондов соответствующей направленности. Также историк напоминает, что немало новостных брендов смогли сохранить к себе доверие в интернете. Страны, в распоряжении которых есть большие и авторитетные медиакомпании, должны серьезно относиться к сохранению их существования.
Технические компании, в свою очередь, могут и должны отслеживать и фильтровать очевидно неправдивые новости. Распространением подобных известий могут заниматься проплаченные пользователи, в том числе российские боты. Спамеры рассылают информацию на сайтах и оставляют ссылки в комментариях к публикациям.
Британский историк полагает, что самой большой проблемой для журналистики станет поиск способа достучаться до сознания людей, ставших жертвами эмоциональных популистов. Особенно трудной может оказаться задача в случае, если потребители информации не заинтересованы в поиске правдивых данных. Судя по всему, условный «приз Оруэлла» должен достаться тому человеку, который придумает способ подачи настоящих фактов в формате легком и доступном. Также важно, чтобы свою ответственность за распространение информации признали «частные суперсилы» типа Google, Facebook и Twitter.