Уходящий год для окружающего мира стал периодом разрушения устоев. Ожидается, что наступающий 2017 год может стать периодом глобального противоборства идей, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на ВВС.
За прошедшие 12 месяцев разрушено не одно правило, казавшееся незыблемым. Современное общество освобождается от норм, люди сомневаются в старых идеях и отказываются от них в конечном итоге. Привычный окружающий мир повсеместно сталкивается с потрясениями, людям приходится привыкать к состоянию шока, вызванному новой реальностью. Постепенно человечество отказывается от базисных принципов функционирования окружающего мира.
С середины прошлого века для стран мира торговля неизменно значила больше, чем экономика. Торговля выступала инструментом мира и процветания, а экономический рост служил причиной устранения торговых барьеров. В прошлом году этот консенсус дал трещину. Оказалось, что глобальная торговля может стимулировать экономику, но наносит вред производству. Поэтому в числе победителей политических противоборств прошлого года можно назвать протекционизм.
Важные транснациональные соглашения о свободной торговле оказались под угрозой разрушения. Избранный американский президент Дональд Трамп дал понять, что США может выйти из Транстихоокеанского партнерства. Вместо международных договоров отдается предпочтение подписанию двухсторонних соглашений.
Экономический национализм в тренде.
Призывы к созданию сильных государств для защиты национальных интересов и минимизации негативных последствий глобализации можно услышать даже на левом фланге, в том числе от французских политиков. Постепенно на мировую арену возвращается национализм в его экономической форме. Изоляционистский лозунг «Америка прежде всего» вновь провозгласил будущий американский президент.
Ожидается, что в торговых соглашениях США в будущем определяющее значение будет иметь соответствие американским интересам, а поддержка существующего миропорядка отойдет на второй план. Сторонники выхода Великобритании из Евросоюза просили избирателей помочь им «вновь обрести контроль над страной». Существует вероятность, что Великобритания проложит путь, по которому могут в будущем пойти другие государства Евросоюза.
Правоцентристский французский политик Франсуа Фийон, шансы которого на победу в следующих выборах президента являются высокими, озвучивает заявления аналогичного содержания. Он подчеркивает, что французская внешняя политика должна служить интересам страны. Политик призывает «оставить в стороне мечту о федеральной Европе».
Бывший глава американского Минфина Ларри Саммерс тем временем говорит об «ответственном национализме». Экс-чиновник полагает, что «ответственный национализм» начинается с заботы об улучшении благосостояния населения, которая выступает первейшей обязанностью каждого государства и намного важнее обслуживания некой концепции мирового порядка.
Мир на пути к диктату?
В политику постепенно возвращается образ властного правителя, сильного лидера. Люди из ближайшего окружения Дональда Трампа восхищаются «силой» хозяина Кремля. Подъем нелиберальных демократий происходит буквально на глазах изумленных наблюдателей. Новые авторитарные правители надеются, что однажды увидят «воцарение порядка» в сложном окружающем мире.
В перечень авторитарных лидеров вместе с российским президентом можно включить его турецкого коллегу Реджепа Тайипа Эрдогана. В несколько меньшей степени проявляет склонность к авторитаризму премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Своего часа во французской политике ждет Марин Ле Пен. Некоторые аналитики склонны включать в этот список Дональда Трампа. Объединяет новых авторитарных правителей пренебрежительное отношение к международным организациям.
Североатлантический альянс Трамп называл организацией, «отжившей свое», но вскоре несколько пересмотрел свою позицию. Российский лидер игнорирует ограничивающие договора. В результате позиции международных послевоенных структур в значительной степени ослабляются. В страны мира возвращается изоляционизм – американцы и европейцы не горят желанием принимать участие в военных кампаниях.
Развитие событий в Сирии определяется Москвой, в меньшей степени на ситуацию влияют турки. Запад тем временем все больше сосредотачивается на решении внутренних проблем. Евросоюз продлил действие антироссийских санкций, но новые лидеры рассчитывают на восстановление с Москвой отношений. Несмотря на некоторые противоречия с европейскими ценностями, Брюссель пытался заключить сделку с Анкарой при условии ограничения турецкими властями притока беженцев в Европу.
Этот элемент политики Евросоюза вовсе не значит, что ценности, связывающие Европу и Северную Америку, отвергнуты. Однако в данной ситуации западная либеральная демократия явно потеряла часть уверенности в себе и выглядит обороняющейся. Недавно Генри Киссинджер, бывший американский госсекретарь, отметил, что сейчас, впервые с момента завершения Второй мировой войны, нельзя считать полностью определенными будущие отношения между США и остальным миром. Постепенно формируется тенденция к отказу ведущих европейских стран от политики мультикультурализма.