На очередном саммите ЕАЭС стало очевидным наличие проблем в отношениях между членами объединения. На заседании Высшего Евразийского экономического совета обнаружены противоречия между сторонами Союза, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
В минувший понедельник в Санкт-Петербурге состоялись саммиты Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В рамках заседания Высшего Евразийского экономического совета итоги первых двух лет работы ЕАЭС подвели лидеры Армении, Казахстана, Киргизии и России. Планировалось, что центральным событием мероприятия станет подписание нового договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
Свою подпись под текстом нового Таможенного кодекса ЕАЭС поставили не все главы государств-членов Союза. Саммит организации состоялся не по сценарию, картину событий своими демаршами испортили представители Беларуси и Киргизии. На мероприятие президент Лукашенко не явился, а президент Киргизии не полностью подписал Таможенный кодекс.
На анонсированную ранее встречу глав государств ЕАЭС прибыли лидеры лишь 4 стран из 5 включенных в организацию стран. На мероприятие в Санкт-Петербург прибыл президент Армении Серж Саргсян, возглавляющий Казахстан Нурсултан Назарбаев, президент Киргизии Алмазбек Атамбаев и российский лидер Владимир Путин. Белорусский президент Александр Лукашенко на встречу не прибыл, официальные объяснения на этот счет из Минска не поступили.
Вместо президента Лукашенко комментировать его отсутствие пришлось Дмитрию Пескову, пресс-секретарю Кремля. Песков заявил, что не считает правильным указание причин, в силу которых лидер Беларуси не явился на встречу. Вместе с тем, представитель российского президента выразил убеждение в том, что отсутствие белорусского лидера не помешает обсуждать «субстантивные вопросы, связанные с интеграцией», поскольку ранее проект Таможенного кодекса представители всех 5 стран ЕАЭС одобрили.
Позже выяснилось, что слова Пескова об одобрении проекта кодекса не полностью соответствуют действительности. После традиционных торжественных речей стороны приступили к подписанию документа. На этом этапе неожиданно повел себя президент Киргизии. Подписывать кодекс в полном объеме Алмазбек Атамбаев отказался. Свое решение он объяснил тем, что негативные моменты в сотрудничестве стран ЕАЭС «временами превалируют».
В конечном итоге президент Киргизии не поставил подпись под заявлением о выстраивании совместной внешнеэкономической деятельности. Тигран Саркисян, председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), объяснил, что причиной является предложение коллег об уточнении формулировки относительно приоритетности снятия барьеров и изъятия ограничений на внутреннем рынке.
Какая польза от подписания новых договоров?
В ближайшее время новый Таможенный кодекс ЕАЭС будет направлен в Минск для подписания президентом Лукашенко. Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ, полагает, что белорусский лидер свою подпись под документом все же поставит. Эксперт напомнил, что президент Беларуси ранее неоднократно выражал свое скептическое отношение к интеграционному объединению, однако затем соглашался с инициативами Москвы, опасаясь экономических трудностей для своей страны.
По мнению экспертов, новый Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает ряд преимуществ для членов Союза. Ярослав Лисоволик, главный экономист Евразийского банка развития, одним из позитивных моментов называет упрощение внешнеторговых операций в рамках ЕАЭС. Также предусмотрена стандартизация и упрощение процедур, включая возможность реализации электронных и цифровых операций. Последнее нововведение позволит минимизировать влияние на процесс бюрократического фактора, связанного с таможенным оформлением и сопутствующими издержками.
Также эксперт считает, что новый кодекс, введение в действие которого запланировано на 1 июля следующего года, поможет сократить издержки для экспортеров. Лисоволик предполагает, что разработанный документ может стать драйвером роста для товарооборота между странами ЕАЭС, поскольку в настоящее время внутренний товарообмен нельзя назвать большим.
Вместе с тем, аналитик отмечает, что сложно однозначно сказать, насколько положения нового кодекса и упрощение бюрократических процедур смогут способствовать минимизации трений между участниками объединения стран. Не исключено, что будут оставаться актуальными многие проблемы, включая трудности с реэкспортом. Проблема реэкспорта значительно усложнилась после введения Москвой продуктового эмбарго в отношении товаров, произведенных в европейских странах.
Текущий процесс со всеми его неоднозначными моментами Владимир Жарихин считает закономерным. Он утверждает, что трение между членами ЕАЭС могут возникать и в дальнейшем, по мере появления новых обязательств. Аналитик напоминает, что противоречия не возникали в СНГ, когда страны создавали общее экономическое пространство без обязательств сторон. Такой порядок позволял избежать трений, поскольку подписанные документы не выполнялись. Однако сейчас у сторон есть обязательства, поэтому в процессе притирки периодически возникают разного рода сложности. Тем не менее стороны продолжают гармонизацию интересов, в том числе через конфликты и отстаивание собственной позиции.