Уходящий год можно считать годом российских хакеров. Они заставили говорить о себе, повлияв на исход самых важных политических выборов на нашей планете. И пока сила все еще на их стороне, пишет издание «Deutsche Welle».
«Кибератаки стали буднями», - отметила во время одного из своих выступлений в конце этого года канцлер Германии Ангела Меркель. Ее слова точно описывают то, что противостояние России и Запада не исчерпывается украинским кризисом и даже спорами вокруг Сирии, а в большой степени переместилось в мир интернета.
Нынешний год, скорее всего, войдет в историю как первый случай, когда кому-то удалось оказать существенное влияние на самые важные на сегодняшний день политвыборы на планете – выборы американского президента. Взлом серверов американской Демократической партии и публикация переписки ее предвыборного штаба стал в уходящем году не единственным, однако до сегодняшнего дня самым большим триумфом российских хакеров.
Сомнений мало, что за атакой на демократов в Америке стоят как раз российские хакеры. Они, конечно, есть и у новоизбранного президента государства Дональда Трампа. Однако тут налицо конфликт интересов – Трамп от взлома получил прямую выгоду. Спецслужбы как Соединенных Штатов, так и, к примеру, ФРГ убеждены, что за атаками стоит Москва.
Компания Crowdstrike, которой поручили разобраться с фактами взлома, полагает, что ответственность за нападения на серверы американцев следует возлагать на 2 группы хакеров - Fancy Bear (еще известна как Sofacy и APT28) и Cozy Bear (еще известна как APT29). Первая группа, как полагают специалисты в данной области, работает под руководством военной разведки ГРУ, а вторая - под руководством ФСБ.
Ответные меры.
Против указанных групп собраны косвенные улики, однако их очень много. Согласно словам главного технолога и одного из основателей Crowdstrike Дмитрия Альперовича, бросается в глаза тот факт, что интересы и одной, и второй группы совпадают с целями российского руководства, к примеру, политические секреты таких государств, как Грузия, Украина, Соединенные Штаты и таких союзов, как ЕС и НАТО . «Больше ни у кого, помимо Российской Федерации, нет убедительных причин выбирать как раз эти цели в качестве своих жертв», - отмечает Альперович. «Мы ведем наблюдения за работой очень хорошо тренированной команды разработчиков, которые собирают развединформацию по геополитическим и оборонным вопросам - данным, интересным исключительно правительствам», - писала ранее в своем отчете компания FireEye (США), которая как и Crowdstrike специализируется на компьютерной безопасности. Немецкое ведомство по охране Конституции (BfV) тоже полагает, что как раз российские хакеры из Fancy Bear атаковали бундестаги и сеть Христианско-демократического союза, возглавляемого Ангелой Меркель.
Несмотря на достаточно серьезный урон, который понесла Америка вследствие атак российских хакеров, у Вашингтона немного возможностей соразмерной реакции на них, полагают обозреватели ведущих изданий США. Публично осудил кибератаки и предупредил про надвигающееся возмездие Джо Байден, вице-президент США, а по специальной телефонной линии президент Обама обсудил тему хакерских атак с Владимиром Путиным.
Но на этом возможности Соединенных Штатов для вербальной контратаки, судя по всему, исчерпываются. Цель, согласно словам Обамы, состоит в том, чтобы «послать четкий сигнал РФ и иным не делать так по отношению к нам, поскольку мы можем тем же ответить».
У Соединенных Штатов имеются возможности совершить ответный хакерский удар по российским целям. Однако это будет воспринято как чрезвычайно агрессивный акт, а администрация Барака Обамы не очень настроена быть стороной, которая поднимает ставки в противостоянии с Кремлем, отмечает обозреватель The New Yorker. «На мой взгляд, киберпространство не самое лучшее место для контрмер, поскольку в действительности мы в нем больше уязвимы, нежели они», - сказал по данному поводу Роберт Гейтс, экс-глава Минобороны. Или, как сформулировал проблему автор книги «Cyberwar» Роберт Кнейк, очень трудно «захватить инициативу в киберпространстве против РФ, которой терять особо нечего».
NYT отмечает, что в Вашингтоне обсуждается еще один вариант, - публикация информации о тайных финансовых махинациях друзей российского президента. Однако эта идею, как отмечает журнал Wired, отвергли советники Обамы как недостаточно эффективную. Ведь обнародованная информация о 2-х миллиардах долларов на офшорных счетах виолончелиста Сергея Ролдугина, друга Путина, не произвела в РФ никакого эффекта.
Еще одной опцией могли бы стать новые санкции, однако едва ли они будут более эффективными, нежели уже имеющиеся, которые не сумели подтолкнуть Москву к смене собственной политики. Впрочем, издание Washington Post отмечает, что Белый Дом избрал как раз вариант дополнительных санкций, которые станут известны к концу текущей недели.
Конфликт между Россией и Америкой из-за кибератак американская сторона рассматривает через успешный опыт отношений с Китаем, который тоже действует против США в киберпространстве. Америке помогла поименная публикация 5 китайских военных, уличенных в организации кибератак и заочное предъявление им обвинений. Но потом стороны подписали договор о ненападении на частные компании двух государств в киберпространстве. После этого криминальная киберактивность Пекина против Вашингтона существенно снизилась. Правда, на это ушли годы.