Популисты, стремительно интегрирующиеся в политическую элиту по всему миру, - не причина, а индикатор грядущего глобального кризиса, пишет издание «Деловая столица».
Призрак популизма бродит не только по Европе. В последние годы популизм стал ведущим политическим трендом в мире. Однако можно ли говорить о нем как об одном и том же явлении, с общими корнями, или же «мировой популизм» — это фикция?
Популисты всегда пользуются успехом в периоды кризисов экономики, политической системы, а также общества в целом. Когда политики «старой волны» не в состоянии обратиться к людям с понятными предложениями выхода из ситуации, а сами люди дезориентированы и не понимают суть происходящего, - как раз тогда на сцене появляются популисты.
Однако, несмотря на то, что популизм является очень древним явлением, для современного популизма характерно множество особенностей, которых не было раньше.
Особенности нынешних кризисов.
Приблизительно до 60-70 годов минувшего века ключевые конфликты, которые приводили к кризису в обществе и к выходу на сцену популистов, сводились к противостоянию 2-х ценностных систем: доиндустриальной и индустриальной.
Доиндустриальная система ценностей и отношений возникает на базе экономики с относительно невысоким уровнем товарного производства. То есть, всего производится очень мало, система, как правило, замкнута на себя и тяготеет не столько к свободной торговле, сколько к распределению. Понятно, что в такой системе высшей ценностью будет то, на чем основано распределение благ, - воля верховного правителя и покорность этой воле.
Что касается индустриальной системы отношений, то она отличается хорошим уровнем товарного производства. Это значит, что большую часть произведенного уже не возможно распределить, а только продать, а на выручку от продаж необходимо закупить значительную часть того, что покрывает нужды производителей. Это значит обилие горизонтальных связей между торговыми партнерами. И чтобы такого рода связи работали, для каждого из них необходимы гарантии прав. В роли этой гарантии выступает основополагающий для индустриальной системы ценностей принцип неприкосновенности и святости любой частной собственности. Говоря иными словами, вместо общества всего с несколькими вертикальными связями, каждая из которых руководит распределителем благ, появляется насыщенное горизонтальными связями пространство равноправных собственников, которое по своей природе тяготеет к глобализации.
Эти 2 системы отношений и ценностей постоянно соперничали между собой. Помимо этого внутри каждой шла борьба за доступ к ресурсам и власти. Этого хватало для довольно сложных конфликтов, вызывавших очень серьезные кризисы. Но с середины минувшего века в этом противостоянии появилась и начала набирать силу еще одна, третья сторона. Речь о постиндустриальной системе ценностей, возникшей в связи с существенным ростом доли интеллектуального продукта в стоимости мирового производства. Интеллектуальному продукту характерен целый ряд специфических черт, препятствующих его включению в систему индустриальных отношений. Выпадая, он порождает систему, в которой самая высшая ценность - это право личности на творческое и интеллектуальное самовыражение. Внутри данной системы тоже ведется борьба за ресурсы, борьба классов - такая же, как и в двух первых системах. Так, вместо 2-х соперничающих систем появилось 3.
Мир значительно усложнился. Понимание и прогнозирование мировых процессов, и ранее довольно непростое, стало гораздо более непростым. В настоящее время отсутствие адекватной теории дезориентирует даже тех, кто считает себя профессиональным политиком и экономистом. При этом большинство таких профессионалов продолжает жить старым багажом, они неспособны принимать адекватные решения в новых реалиях.
Экономическое и политическое описание сегодняшнего мира переживает кризисный период. Оно неспособно дать общую картину, описывая только ее отдельные явления и фрагменты. Степень же глобализации, вызванная прогрессом коммуникаций во всех жизненных отраслях, необычайно возросла. Это все вместе взятое породило серию кризисных явлений, постепенно перешедшую в перманентный общемировой политический, экономический и управленческий кризис. Он же, в свою очередь, стал постоянным источником недовольства масс, что породило спрос на популизм.
Все три вышеупомянутые системы - всеобъемлющие. Они диктуют законы всей деятельности человека: политики, экономики, морально-этического набора. То есть каждая пытается заполнить собой весь мир. И так как каждая из этих систем исключает 2 другие, то борьба между ними ведется во всех сферах жизни.
В принципе, отмечает издание, сейчас человечество проживает последние относительно спокойные десятилетия накануне глобального ценностного конфликта. Нас ожидает ценностная война. А результатом ее станет мировое доминирование одной из 3-х ценностных систем. Только какой именно - не известно. Человечество стоит у начала новых времен — нового мира, новой эпохи. Мы не можем сейчас сказать, каким этот мир будет, однако можно предположить, что места в нем хватит не всем.