В обозримой перспективе отношения между Соединенными Штатами и Россией останутся конкурентными, если не сказать враждебными, считает бывший посол США в Российской Федерации (2005-2008 гг.) Уильям Бернс.
Бернс – опытный дипломат, который хорошо знает Россию. После работы в Москве он несколько лет занимал должность первого заместителя государственного секретаря США, а в настоящее время является президентом «мозгового центра» Фонда Карнеги в Вашингтоне.
В статье, опубликованной в авторитетном американском издании New York Times, Бернс подчеркнул: «Соблазнительно думать, будто обоюдные симпатии наших руководителей и искусство ведения переговоров достаточны, чтобы прийти к комплексному соглашению». Подобные рассуждения являются иллюзией, потому что сближению Америки и России препятствуют два обстоятельства. Во-первых, для сохранения власти требуется образ внешнего врага, а во-вторых, внешняя политика России, направленная на восстановление величия страны путем подрыва мирового порядка, который Соединенные Штаты в свое время создали на основе демократических ценностей и институтов. И вмешательство российских хакеров, направляемых непосредственно из Кремля, органически вписывается в эту картинку.
Бернс считает, что, к сожалению, Вашингтон проводит непоследовательную внешнюю политику. В отношении России это выразилось в колебаниях от желания выстроить прочные партнерские отношения до попыток низвести статус России до уровня региональной державы, могущество которой осталось в прошлом.
Бернс дал несколько советов новой администрации президента Трампа. Во-первых, сохранить и даже при необходимости расширить антихакерские санкции против России, памятуя о том, что в нынешнем году пройдут выборы в нескольких ведущих европейских странах, на которые, как уже известно, нацелились российские хакеры. Во-вторых, однозначно и четко подтвердить странам Европы приверженность Америки атлантическому партнерству. Украина является частью Европы, поэтому Вашингтон должен помочь украинской власти вопреки сопротивлению Москвы построить «эффективную демократию». И в-третьих, Вашингтону не нужно тешить себя иллюзиями, что примирение с Россией возможно на основе создания единого фронта борьбы с исламским экстремизмом или проведения общей политики стратегического сдерживания Китая.