На современном этапе отношения между странами в рамках Евразийского экономического союза не обходятся без трудностей. Эксперты убеждены, что центром силы это объединение государств пока стать не может, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Днями Евразийский экономический союз (ЕАЭС) отметил двухлетие со дня создания. Стадия становления, как показывают теперешние события, сопровождается массой трудностей. Основные проблемы на пути развития ЕАЭС обсуждались на Гайдаровском форуме в Москве 14 января. Мероприятие организовано Институтом Гайдара, Ассоциацией инновационных регионов России и РАНХиГС, в последний день работы форума присутствующие обсуждали торгово-экономические перспективы России и ЕАЭС.
Эксперты пришли к выводу, что созданное интеграционное объединение пока не может конкурировать с другими подобными союзами. Кроме того, для других стран ЕАЭС не представляет интереса с точки зрения слияния интеграций. Аналитики утверждают, что в современном мире происходящее сильно зависит от глобальных тенденций.
Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и политики ВШЭ, называет неопределенность чертой, которая определяет мировые торговые отношения в настоящее время. Неопределенность возникла в силу нескольких причин, в числе которых кризис многосторонней торговой системы, последствия мирового экономического кризиса и новые обстоятельства политического спектра (Brexit и избрание президентом США Дональда Трампа).
Профессор отмечает, что последний из указанных пунктов имеет большое значение в формировании атмосферы неопределенности. Акцент Трампа на политике протекционизма во многих странах вызвал активизацию обсуждения деглобализации. В то же время, параллельно продолжается глобализация, поэтому процесс в целом можно назвать глокализацией (глобализация в локальном масштабе).
Своеобразным проявлением глокализации Портанский считает появление «центров силы», которые представляют собой межрегиональные торговые соглашения. В числе подобных документов профессор указывает Транстихоокеанское партнерство, Всестороннее региональное экономическое партнерство и другие международные договора. Ученый полагает, что в создавшейся ситуации у России есть выбор – пытаться вступить в одно из соглашений или формировать собственный «центр силы» на базе ЕАЭС.
Чего ждать от ЕАЭС в будущем?
Более привлекательным для России Портанский называет первый путь, а вливание страны в существующий «центр силы» оправданным. Эксперт напоминает, что для создания своего формата «центра силы» экономика России должна выйти из упадка, продемонстрировать небывалый рост, после чего к ней потянутся другие страны. Вариант этот является довольно сложным и не гарантирует достижения поставленной цели. Говоря об ЕАЭС в теперешнем времени, профессор отметил наличие внутри объединения стран большого количества противоречий, которые не позволяют эффективно вести переговоры.
Александр Кнобель, директор Центра исследований международной торговли и модератор форума, согласился с оценкой профессора. Отсутствие у членов ЕАЭС общей стратегии аналитик назвал одним из препятствий для совместного продвижения вперед. В качестве цели для продвижения он определил возможное вступление ЕАЭС во Всемирную торговую организацию или сопряжение с Шелковым путем.
Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, директор по прикладным исследованиям Центра экономических и финансовых исследований и разработок, проблемой называет сложности в экспортно-импортной стратегии членов Союза. В данном случае речь идет о низкой экспортной диверсификации и небольшой добавленной стоимости, создаваемой странами ЕАЭС. В России, к примеру, доля импорта при производстве экспортных товаров составляет 9,36 процента.
Отрицательное отношение к импорту Волчкова определяет как одну из особенностей российской ментальности, что неверно с точки зрения развития экономики. В любом случае импорт является основой для улучшения благосостояния. Согласно результатам исследования, сокращение на 10 процентов импорта в защищаемых отраслях станет причиной роста цен, падения производства, снижения ВВП, падения благосостояния населения и сокращения темпов роста экономики.
Евгений Винокуров, директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, подвел своеобразные итоги встречи. Он отметил, что за 2 года существования ЕАЭС добился 2 целей – создание общего рынка труда и выстраивание работающих институтов. Успешно создан Высший евразийский экономический совет, функционирует Евразийская экономическая комиссия и прочие структуры. В теперешнее время ЕАЭС переходит на новый этап развития.
Происходящее Винокуров определяет как завершение «медового месяца евразийской интеграции». Сейчас начинается довольно вязкий этап бюрократического интеграционного процесса. Новый этап обещает быть более скучным, в нем немало подводных камней. В ближайшие несколько лет странам предстоит создание единого таможенного тарифа, обнуление нетарифных барьеров и достройка общих рынков. Кроме того, по утверждению Винокурова, необходима достаточно эффективная макроэкономическая координация. Лидерам стран ЕАЭС следует рассматривать возможности создания сети зон свободной торговли с помощью подписания соглашений с Китаем или Евросоюзом.