В ходе публичных слушаний в Конгрессе выдвиженцы избранного президента Трампа во многих моментах начали дистанцироваться от его риторики. Главной опасностью администрации Трампа эксперты называют непредсказуемость, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
9 января, в понедельник, американские конгрессмены начали рассматривать кандидатуры на посты министров в новом правительстве, предложенные избранным президентом Трампом. За минувшую неделю состоялось 15 слушаний, в ходе которых оказалось, что потенциальные министры далеко не всегда соглашаются с возможной политикой будущего президента. Многие выдвиженцы по-иному смотрят на принципиально важные моменты.
Избранный глава государства в отношении России придерживается дружественного курса, будущий глава ЦРУ Майк Помпео поддерживает обвинения спецслужб в адрес Кремля, которые подозревают российских хакеров в попытке оказать влияние на ход президентских выборов в США. Неожиданно критически высказались по отношению к России кандидаты на должность главы Минобороны Джеймс Маттис и потенциальный глава Госдепа Рекс Тиллерсон.
Отличаются от заявлений Трампа позиции его кандидатов по изменению климата, Мексике, относительно применения пыток и иммиграции. Слушания в Конгрессе не добавили ясности прогнозам о будущей политике администрации Трампа. При общении с журналистами причины и последствия расхождений прокомментировал Кристиан Ламмерт, профессор в Институте Североамериканских исследований имени Джона Кеннеди при Свободном университете Берлина. Несовпадение точек зрения будущего президента и его кандидатов эксперт называет обычным явлением для американского политикума.
Тем не менее, в той форме, в которой не совпадают представления Трампа и его кандидатов, ранее различия не фиксировались. Современную ситуацию можно назвать уникальной для США и объяснить двумя моментами:
- Трамп не представил основательную политическую программу, которая позволила бы договориться по ключевым для администрации вопросам с потенциальными министрами. Судя по пресс-конференции, до сих пор избранный президент пребывает в состоянии предвыборной кампании, у него нет четких идей о внутренней и внешней политике. Поэтому кандидатам и сложно говорить о профиле избранного президента;
- в ходе слушаний потенциальные министры должны получить поддержку комитетов и всего Сената для утверждения своих кандидатур. Важную роль в достижении этой цели играет умение добиться благосклонности республиканцев.
В комитетах почти всегда поровну распределяются места между республиканцами и демократами. Это значит, что номинацию можно считать проваленной в случае, когда против кандидата голосуют демократы и хотя бы один республиканец. Общеизвестно, что многие республиканцы по-другому смотрят на отношения с Россией и торговую политику. Поэтому изменение позиции кандидатами вполне может оказаться стратегическим расчетом с целью получения поддержки.
Продолжение политики Обамы вполне вероятно – Ламмерт.
Некоторые аналитики называют расхождение во мнениях между будущим президентом и потенциальными министрами плохим сигналом для администрации Трампа. Профессор Ламмерт отмечает, что заявления возможных министров во многом свидетельствуют о продолжении Вашингтоном прежней внешней политики. Такой выбор курса может быть результатом не только раскола внутри президентской команды из-за необычных взглядов будущего главы государства на многие вопросы.
Более вероятным вариантом Ламмерт называют утрату интереса будущего президента к формированию политики. Сам Трамп говорил об этом в ходе предвыборной кампании и после выборов. Это значит, что многие министры получат большое пространство для деятельности во вверенных областях. Главы МИДа и Минобороны, которые резко высказываются против России и за продолжение санкционной политики, могут продолжить реализацию внешнеполитической стратегии Барака Обамы без вмешательства со стороны будущего президента.
В любом случае нельзя однозначно сказать, какой в будущем будет политика Вашингтона в отношении России. Этот вопрос долгое время остается без ответа, что некоторыми экспертами расценивается как признак опасности, исходящей от будущей администрации. Ламмерт констатирует, что никому неизвестно, какую политику будет проводить администрация Трампа.
Избранный президент продемонстрировал свое умение идти напролом, задевая при этом каждого и превознося до небес самого себя. От Рекса Тиллерсона ожидали более пророссийской политики, учитывая многолетние связи с российскими партнерами компании ExxonMobil. Однако сейчас потенциальный госсекретарь не выступает за снятие санкций и это не совпадает с прогнозами аналитиков.
Крайне сложно прогнозировать будущую политику Вашингтона, непредсказуемость негативно воспринимается даже союзниками США в Евросоюзе. Кроме того, трудно сказать, как Трамп отреагирует на отличие позиций членов его команды от точки зрения самого миллиардера. Вполне вероятно, что в администрации будущего президента чиновники будут меняться часто и о стабильности политики в этом случае говорить не приходится.