По мнению Пьера Спрея, аналитика, специализирующегося на сфере авиации, истребители 5-го поколения являются большой ошибкой. Более детально мнение Спрея об истребителях 5-го поколения как о "большой ошибке" изучали журналисты раздела "Новости мира" издания "Биржевой лидер".
Пьер Спрей, общаясь с журналистами "Русской службы ВВС", заявил, что истребители 5-го поколения являются большой ошибкой. По его словам, каждый новый самолет F-22, который покупает американская армия, равно как и каждый новый приобретаемый F-35, на самом деле только лишь ослабляют боеспоспособность Военно-воздушных сил страны. Причина этому достаточно банальна. Все дело в том, что данные самолеты, на самом деле, недостаточно хороши.
В частности, некоторые характеристики F-22 довольно высокие, тогда как в характеристиках F-35 вообще нет ничего выдающегося. При этом и в первом, и во втором случаях в создание данных боевых машин были вложены большие деньги, тогда как данные средства вполне можно было потратить на создание более лучших военных самолетов. Учитывая полную стоимость проекта, то есть, не только официальную, но еще и скрытую часть, можно констатировать – стоимость каждого из самолетов F-22 составляет около 500 тысяч долларов. За эти деньги можно купить не менее 10 истребителей, причем с гораздо лучшими характеристиками, если говорить в целом. Получается, что в данном случае идет уничтожение Военно-воздушных сил США, поскольку деньги тратятся на довольно неплохой, но при этом слишком дорогой самолет.
Помимо этого, следует также учитывать и еще один очень важный момент. Оба самолета 5-го поколения очень сложные в обслуживании и в воздухе они не будут представлять собой какой-то особенной боевой силы. Получается, что в условиях реальных боевых действий эффективность самолетов будет невысокой. Даже если учитывать прекрасную маневренность F-22, следует констатировать – пока их в рядах ВВС США совсем немного. Неслучайно армия смогла закупить только лишь 183 таких самолета – все дело в том, что они слишком дорого стоят.
При этом для того, чтобы иметь действительно боеспособные Военно-воздушные силы, следует располагать парком не из 183, а из тысяч истребителей. Помимо этого, это должны быть боевые машины, летающие не менее двух раз в день. Между тем частота полетов F-22 и F-35 составляет один раз в 4-7 дней. Самолет становится оружием только лишь тогда, когда он находится в воздухе. Если же он стоит на земле, то превращается из оружия в мишень.
В настоящей воздушной войне будут участвовать сотни самолетов по обе стороны конфликта – Спрей.
Эксперт, говоря о характеристиках истребителей 5-го поколения, упомянул маневренность F-22 как несомненное достоинство данной боевой машины. Однако действительно ли данное качество может пригодиться истребителям как сегодня, так и в будущем? Действительно ли в случае большой войны в воздухе можно будет наблюдать маневренные бои. Спрей в этой связи напомнил о великой мечте, родившейся примерно в начале 50-х годов прошлого столетия. Речь идет о великой мечте вести воздушного боя за пределами визуального контакта с целью. Иными словами, на радаре можно рассмотреть гораздо больше информации, чем увидеть невооруженным глазом. Если говорить в общем, то это можно описать следующим образом: ты видишь на своем радаре точку, нажимаешь кнопку и спустя 30 секунд эта точка исчезает с экрана.
Это действительно была великая мечта, которая остается таковой и в настоящее время. Однако это не работало ни в середине прошлого столетия, ни сейчас. Разве что можно констатировать изменение некоторых технологий. Главной проблемой является то, что точка, появляющаяся на радаре, не окрашена в какой-то цвет – голубой или, например, красный, это просто точка, не более.
В настоящей воздушной войне, когда противником будут ВВС не таких небольших стран, как Ирак, Сирия, Йемен, Саудовская Аравия, и так далее, а кто-то более могущественный, с обеих сторон конфликта в боях будут принимать участие сотни самолетов. Они просто смешаются в небе. В воздушном бою, в отличие от наземного, нет передовой в ее привычном понимании. В таких схватках воздушное пространство не будет поделено на твое и противника. Поэтому когда твой радар поймает какой-то самолет, это будет просто точка, и понять, кто перед тобой – противник или друг, просто невозможно.
Да, технологии действительно не стоят на месте, конструкторы создают все более новые и совершенные системы, позволяющие распознавать чужих и выделять своих. Однако не стоит забывать, что для каждой из таких систем создавались и другие – направленные на противодействие им. Соответственно, ни одна из нынешних систем распознавания не может дать 100-процентную гарантию безопасности. Соответственно, распознавать противника придется одним из двух возможных способов.
Один из них – включить радар. Но не стоит забывать, что прекрасно оснащенный в техническом плане противник использует это против вас, поскольку радар будет маячком, сигнализирующем о вашем местоположении. Соответственно, технология "стеллс" для истребителя лишена всякого смысла, ведь в воздухе тебя никто не будет искать с помощью радара. При этом для больших наземных радаров данная технология не является каким-то серьезным препятствием при обнаружении цели.