На полях экономического форума в Давосе в числе актуальных вызовов обсуждался рост продолжительности жизни современных людей. С каждым годом выплата пенсионных пособий растущему количеству получателей превращается в проблему, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на ВВС.
Участники Международного экономического форума в Давосе большую часть времени рассматривали избрание Дональда Трампа, китайскую тему и Brexit. Тем не менее обсуждался присутствующими еще один важный вопрос. Политики и эксперты дискутируют в стремлении найти оптимальный способ решения проблемы роста продолжительности жизни населения. В современном обществе увеличивается продолжительность жизни, что подтверждается статистическими данными.
Анализ статистических данных показывает, что люди, родившиеся после 2000 года в развитых странах (Великобритания, США, Канада, Франция и Германия) проживут около 100 лет, а может и больше. Джим Вопел, представляющий Институт демографии имени Макса Планка, утверждает, что с 19 века продолжительность жизни увеличивается приблизительно на 2,5 года за каждое десятилетие. За каждые сутки продолжительность жизни возрастает примерно на 6-8 часов.
Для многих людей замечательной новостью является известие о растущей продолжительности жизни. Многие из современных людей хотят прожить подольше и увидеть побольше. Однако на практике рост продолжительности жизни значит, что и работать людям придется больше.
Линда Граттон, возглавлявшая в Давосе дискуссию на тему долгожителей, констатирует, что если современные люди будут жить на 30 лет больше, то для обеспечения безбедной жизни на пенсии им придется откладывать в 5 раз больше денег, чем сейчас. В привычном понимании слова пенсии перестанут существовать. Граттон является психологом по образованию, преподавателем менеджмента в Лондонской высшей школе бизнеса и автором книги об экономическом аспекте долгожительства.
Привычные рамки исчезают.
Среди будущих перспектив Граттон называет исчезновение привычных для современников стадий человеческой жизни. Теперешние люди условно делят свою жизнь на учебу, работу и пенсию. При увеличении продолжительности жизни людям придется постоянно переучиваться, работать над квалификацией, многократно менять работу и профессии. Между тем дополнительно проведенные на работе годы, по мнению психолога, положительно отразятся на балансе между работой и личной жизнью. При условии, что трудоспособный период жизни человека будет длиться 60 лет и больше, карьера и доходы не сильно пострадают от решения посвятить пару лет уходу за детьми или больными родственниками.
Глава AARP (американская организация, занимающаяся защитой прав пожилых людей) Анн Дженкинс говорит, что растущая продолжительность трудовой жизни для многих в США стала реальностью уже сейчас. Почти треть трудящихся в США в 2013 году была старше 50 лет. Согласно прогнозам, к 2022 году доля людей старше 50 лет среди работников достигнет показателя 36 процентов.
Комментируя тенденцию, Анн Дженкинс утверждает, что раньше началом среднего возраста принято было считать 35 лет. Сейчас средний возраст наступает приблизительно в 50 лет. Аналогично изменились временные рамки трудоспособного возраста. Недавно слишком старыми для работы считали людей в возрасте 55 и 60 лет, сейчас это не так.
Учитывать изменения в обществе придется также руководству компаний. Предстоит учитывать растущий разрыв в возрасте служащих. Активист напоминает, что несколько десятилетий назад актуальным был вопрос о том, может ли сотрудник-мужчина работать в подчинении женщины. Постепенно ответ на этот вопрос был получен. Сейчас актуальным является вопрос о способности более пожилого человека подчиняться молодому начальнику. Во многих компаниях оптимальная стратегия для решения этого вопроса еще не найдена.
Будут ли люди старшего возраста сохранять работоспособность?
Увеличение продолжительности жизни еще не значит, что людям старшего возраста состояние здоровья позволяет дополнительный десяток лет провести на рабочем месте. Возглавляющий японскую фармацевтическую компанию «Такеда» Кристоф Вебер убежден, что одним из самых актуальных вопросов является определение способности людей старшего возраста сохранять хорошее состояние здоровья и физическую форму.
В настоящее время около 25 процентов населения Японии старше 60 лет. Это значит, что количество старческих заболеваний, среди которых деменция, увеличивается. Вебер полагает, что научные исследования с целью разработки новых лекарств для старших людей проводить необходимо. Он отмечает, что увеличение продолжительности жизни является хорошей тенденцией, но финансирование сопутствующих затрат крайне важно. Старение будет обходиться государству и обществу дешевле, если люди как можно дольше будут оставаться здоровыми.
Оценивая тему занятости людей старшего возраста, Кристоф Вебер говорит, что перед выходом на пенсию сотрудникам нужен некий переходной период. Работникам старшего возраста можно предлагать трудиться на полставки, постепенно сокращать время их пребывания на рабочем месте или же перевести на должности советников, которые помогают принимать решения молодым менеджерам. Все возможные нюансы работы старших людей профильным специалистам еще предстоит обсудить.