Перед вступлением в должность нового президента Соединенных Штатов российский политолог, генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов рассказал изданию Deutsche Welle об ожиданиях Кремля от Дональда Трампа. Также эксперт пояснил, почему сближение Вашингтона и Москвы не будет быстрым.
До инаугурации президента в Соединенных Штатах остаются считанные часы. Как известно, сегодня Дональд Трамп официально станет американским президентом. Российский лидер Владимир Путин неоднократно выражал надежду, что с приходом нового главы Белого дома отношения двух государств нормализуются. Некоторые эксперты говорят, что у Кремля даже существует список пожеланий к Вашингтону.
Согласно мнению Андрея Кортунова, такой список действительно есть. «Он был изложен в известном документе внешнеполитического ведомства, который был обнародован в контексте выхода Российской Федерации из соглашения по оружейному плутонию (в числе прочего в опубликованном в прошлогоднем октябре заявлении российского МИД упоминается отмена всех ограничительных мер и компенсация нанесенного санкциями ущерба, отмена «закона Магнитского» и касающейся РФ части закона «о поддержке свободы на Украине»).
Очевидно, что Российская Федерация хотела бы, чтобы Соединенные Штаты Америки отменили если не все, то хотя бы значительную часть ограничительных мер. Российское руководство надеется на сотрудничество с Америкой по Сирии и, возможно, по иным вопросам, которые касаются ситуации на Ближнем Востоке. «Это также надежда на взаимодействие по международному терроризму, в вопросах противоракетной обороны в Европе, которые очень беспокоят Москву, американо-российское сотрудничество в сфере нераспространения ядерного оружия. Помимо этого, это также и расширение экономического сотрудничества, особенно в энергетике», - отмечает Кортунов.
Накануне вступления в должность Дональд Трамп в интервью одному из изданий намекнул, что готов к пересмотрению санкций в случае поддержки Российской Федерацией борьбы с международным терроризмом и заключения договоренности, предусматривающей сокращение арсеналов ядерного оружия. Однако, как отмечает российский политолог, эти два аспекта немного нелогичны, так как ограничительные меры вводились из-за украинского кризиса. «Был санкционный пакет по Крыму и секторальные санкции по украинскому востоку. Поэтому такое заявление Дональда Трампа оказалось неожиданным. Помимо этого, по всей вероятности, Соединенные Штаты здесь не могут решить односторонне все вопросы. Есть санкции со стороны Европейского Союза, которые для Российской Федерации, судя по всему, более существенны, так как с Евросоюзом значительный объем торговли. Однако сама инициатива, что такого рода санкции могут быть отменены и что об этом может идти речь, наверно, должна восприниматься положительно», - отмечает политолог.
На вопрос о том, есть ли у Российской Федерации конкретные представления касательно того, как может выглядеть альянс с Америкой в борьбе с международным терроризмом в ближневосточном регионе, Андрей Кортунов сказал: «Есть прецеденты. После террористических актов 11 сентября создали совместную комиссию «Армитидж-Трубников» (по фамилиям сопредседателей – заместителя госсекретаря Соединенных Штатов и первого заместителя главы МИДа России), которая интенсивно работала вплоть до ввода американских военных в Ирак. То есть имеются прецеденты, существуют механизмы, профессионалы знают, что необходимо делать. Это вопрос политической воли».
Что касается позиции Дональда Трампа относительно Украинского государства и возможны ли с приходом новой администрации в США новые повороты по украинскому вопросу и по Минским договоренностям, Корнунов подчеркнул, что Америка не является участником Минских соглашений. «Несмотря на то, что Соединенные Штаты не являются участником Минских договоренностей, американское слово также значимо и Америка может каким-то образом оказывать влияние. Я не думаю, что Соединенные Штаты изъявят желание войти в Минский процесс, однако, возможно, какое-то воздействие на своих союзников, а также на украинское руководство в случае необходимости новый американский президент может оказать», - подчеркивает политолог.
«Трамп может увеличить или уменьшить экономическую помощь украинской стороне, может поставлять либо не поставлять оружие, лоббировать либо не лоббировать дополнительные займы по линии Международного валютного фонда. Рычаги есть, однако Соединенные Штаты не единственный игрок на данном поле», - добавил Андрей Кортунов.,
Как известно, после недавнего охлаждения взаимоотношений между Турцией и Российской Федерацией наступило быстрое потепление, которое сильно удивило наблюдателей. И теперь многие эксперты задаются вопросом: возможно ли такое же стремительное улучшение отношений между Вашингтоном и Москвой после прихода к власти Дональда Трампа. Андрей Кортунов сомневается в этом. «С Турцией все-таки было намного проще, не так много разных принципиальных расхождений. Следует понимать, что Турция не Америка. В Турции авторитарная система власти и очень многое президент Роджеп Эрдоган мог решить сам. В Соединенных Штатах же существует сильное антироссийское лобби и антироссийские настроения, в связи с этим здесь все будет идти намного медленнее, болезненнее и сложнее, нежели в случае с Турцией, хотя и там не все было просто», - подчеркивает Кортунов.