Как уже сообщалось, гендиректор Formula One Group Берни Экклстоун ушел со своего поста. Он сумел сделать «Формулу-1» коммерчески успешным проектом, однако Экклстоуну уже 86 лет, он не любит социальные сети и гаджеты, а новые акционеры жаждут изменений, пишет РБК.
«Всему, что со мной произошло, я обязан удаче», - сказал Берни Экклстоун РБК. В далеком 1958-ом Берни два раза пытался пройти квалификацию для участия в Гран-при, но не смог показать необходимое время. В результате гонщиком ему стать не удалось, зато он возглавил сначала гоночную команду, а потом превратил «Формулу-1» из хобби энтузиастов в успешный бизнес.
В прошлогоднем сентябре было заявлено о сделке по приобретению Formula One Group (FOG) компанией Liberty Media (США). Тогда и стало известно о том, что дни Экклстоуна в качестве главы наиболее престижной гоночной серии в мире сочтены. Liberty Media – главный актив 75-летнего предпринимателя Джона Мэлоуна, которого в Америке называют Cable Cowboy (Кабельный Ковбой). Состояние в 7,2 миллиарда долларов, согласно оценке Forbes, миллиардер заработал на кабельном телевидении. Помимо этого у бизнесмена есть интересы в спорте, к примеру, он является владельцем бейсбольного клуба Atlanta Braves.
«Формула-1» - это давняя мечта Мэлоуна и он приценивался к данной компании еще в 2014-ом, однако тогда не удалось договориться. Liberty Media купила в общей сложности 38,1 процента FOG через зарегистрированную в офшоре Джерси компанию Delta Topco у инвестхолдинга CVC Capital Partners, который контролировал совет директоров FOG. CVC получила 1,1 миллиарда долларов деньгами и 3,3 миллиарда долларов новыми акциями FOG, сохранив за собой места в совете директоров. Помимо этого, Liberty Media взяла на себя долг в 4 миллиарда долларов.
Остальные 61,9 процента так и принадлежат миноритариям — инвестфондам BlackRock, Norges Bank, BlackRoc Waddel & Reed, Waddel & Reed и др. Согласно подсчетам Forbes, СVC, выкупившая пакет FOG за 956,6 миллиона долларов, за 10 лет получила порядка 4,4 миллиарда долларов в виде дивидендов, средств за проданные пакеты акций и так далее. После сделки Экклстоун остался владельцем значительного пакета FOG — 2 процента принадлежат ему лично, а еще 5,4 процента - через семейный траст Bambino Holdings.
Как все начиналось.
Отец Экклстоуна был рыбаком, а сам Берни работал лаборантом в химлаборатории, где проверялся состав бензина. Потом он начал торговать запчастями для мотоциклов. Вскоре открыл дело по торговле подержанными машинами, сделав свой бизнес одним из самых крупных в этой нише. В 1972-ом Берни приобрел гоночную команду «Брэбэм». Как владелец команды он стал членом Ассоциации конструкторов «Формулы-1». «Брэбэм» достаточно быстро приобрела популярность: ее пилот Нельсон Пикет одержал победу в нескольких международных гонках. Однако Экклстоуну было мало этого.
Гонки мало походили на бизнес, это больше было сборище богатых энтузиастов. Если команда не могла договориться с агентом и отказывалась принимать участие в гонке, то телевидение ее не показывало. В 1981-ом Экклстоун изменил ситуацию. Сначала он договорился с различными командами подписать договор, согласно которому они обязывались принимать участие в гонках и не могли отказаться от соревнований в связи с разногласиями со своими менеджерами. После этого он пошел к телевизионщикам и попросил гарантий, что они будут показывать гонки целиком, ведь уже не было опасности, что какая-то команда откажется от участия. Сначала условия соглашений с телевизионными каналами контролировали команды гонщиков, однако переговорщиком от их имени был как раз Берни. В 1982-ом им было подписано соглашение с Европейским союзом телетрансляторов о гарантированной трансляции соревнований. Узнав о таких условиях, спонсоры - производители двигателей в известных автомобильных компаниях Европы – начали платить командам больше, а те в свою очередь стали больше тратить на усовершенствование двигателей для соревнований, а также на оплату пилотов.
В 1987-ом Экклстоун создал Formula One Promotions and Administration, получившую часть доходов от телетрансляций гонок и начавшую распределять средства на призы гонщикам и командам. Экклстоун продал «Брэбэм», переключившись на организацию гонок. В скором времени наилучшие пилоты в его соревнованиях получали по 10–12 миллионов долларов. А в числе поставщиков команд были ведущие разработчики моторов - Renault, Porsche, Honda, Lamborghini.
На сегодняшний день серия «Формула-1» - это 21 гонка на автодромах по всему миру с марта по ноябрь, в которых принимают участие одиннадцать команд. И хотя FOG –непубличная компания, Forbes оценивает ежегодную выручку организаторов гонок в 1,8 миллиарда долларов; около 50 процентов данной суммы составляет призовой фонд, разделяемый между командами-участницами, учитывая то, какое место их гонщик занимает в каждой из гонок.
Прибыль приносит продажа прав на телетрансляции (порядка 30 процентов выручки), приблизительно такую же сумму платят организаторы Гран-при на местах за право проведения соревнований. Также источники дохода – это реклама и спонсорство - они приносят порядка пятнадцати процентов от выручки. Среди крупнейших партнеров F1- UBS, Tata, Emirates, Rolex, Heineken, Pirelli.
Отметим, гендиректор FOG Берни Экклстоун ушел со своего поста. Его преемником стал 62-летний Чейси Кери.