При оценке важных событий прошлого года, аналитики констатируют, что в ближайшее время привычная геополитика сильно изменится. Сергей Шелин утверждает, что американский изоляционизм заставит европейцев учиться самостоятельно принимать решения. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
В своей публикации журналист Сергей Шелин пишет, что предвыборная риторика американского президента Трампа о предстоящем переходе страны к политике изоляционизма у многих европейских государственных деятелей вызвала опасения. Самоизоляция США обещает стать серьезным вызовом для единой Европы, но европейским лидерам не впервые придется принимать решительные меры для стабилизации ситуации.
Пока сложно сказать, насколько радикальным на самом деле окажется изоляционизм в видении Трампа. Предвыборные обещания президента всегда и во всем вставить выше американские интересы, чем союзнические и партнерские, для начала должны хоть как-то проявиться. При анализе конкретных действий можно будет делать выводы, но сама ситуация выглядит показательной и заставляет вспомнить исторические примеры.
Ранее неоднократно Соединенные Штаты впадали в глубокий изоляционизм. Это значит, что подобная политика может снова стать актуальной для Вашингтона. В этом контексте целесообразно рассмотреть возможные последствия изменения американской политики для остального Запада, и в первую очередь для Евросоюза.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель говорит, что теперешнюю историческую эпоху, возможно, сменит другая. Глава германской дипломатии Франк-Вальтер Штайнмайер вторит бундесканцлерин и называет «окончательно завершенным» старый мир образца 20 века. Министр призывает готовиться к наступлению сложных времен. Судя по всему, наиболее точно артикулируют предстоящие трудности именно немцы. Сложность заключается в одной из особенностей европейской жизни, на которую внимание сейчас почти никто не обращает.
Ранее в период между глобальными противоборствами объединенные великие державы Европы старались поддерживать на континенте если не мир, то хотя бы равновесие. При этом мировая гегемония Европы всегда оставалась почти безоговорочной и редко ставилась под сомнение. Ситуация изменилась после завершения Первой мировой войны. В новых обстоятельствах внешние силы неоднократно вмешивались в процесс определения европейского будущего.
На самом деле на протяжении целого века европейцы живут с частичным суверенитетом, хотя привыкли на этом обстоятельстве не акцентировать внимание. Судьба западноевропейских государств долгое время зависела от Вашингтона. Даже во Второй мировой войне от большой беды Европейский Запад спасла Америка, а Восток Европейского континента – Советский Союз. В последующие десятилетия Евросоюз вырос и расцвел под американским зонтиком.
Евросоюзу придется меняться.
На протяжении всего периода Холодной войны почти никто не сомневался в том, что при желании СССР мог бы покорить Европейский континент за несколько недель, но если бы Америка позволила появиться такому желанию. Внешняя опека США, довольно циничная иногда по своей сути, местами даже бесцеремонная, играла важную роль в истории Европы. За давностью лет европейцы предпочитали не замечать этой опеки, но именно она сформировала особый климат в Европе.
До Brexit экономический потенциал Евросоюза с полумиллиардом населения лишь незначительно превосходит американский и был приблизительно равен китайскому. Китай и США выступают главными торговыми партнерами Евросоюза. При возвращении современного мира к realpolitik образца позапрошлого века, обретший свободу Евросоюз с его концертами держав, взаимной игрой мускулов и циничными сделками может выглядеть довольно перспективным центром силы.
Однако на практике современная Европа на центр силы не похожа. Суммарные военные траты стран Евросоюза составляют около 300 миллиардов долларов. Они вдвое уступают американскому военному бюджету, но китайский, видимо, превышают. Вряд ли кто-то высоко оценивает боеспособность Евросоюза. Сложно определить, сильнее или слабее Евросоюз России, но в стратегии поведения европейцев чувствуется слабость.
Намеки о сворачивании Вашингтоном своей военной поддержки повергают правительства европейских стран в оцепенение, хотя европейцев много, у них есть хорошее вооружение и ядерное оружие. Европейскую дипломатию на современном этапе можно назвать слабой, нерасторопной и несколько суетливой. Низкая эффективность дипломатических механизмов является результатом моральной слабости. Несмотря на большой размер, добиваться поставленных целей Европа может не всегда.
Предстоящий выход Великобритании из Евросоюза является событием показательным. Сейчас в множестве европейских стран сепаратисты добиваются уступок для себя, что только доказывает наличие серьезных проблем в современной Европе. Чувство безопасности, дарованное американским покровительством, является одним из базисов, на которых в свое время строилась Европа.
Перспективы возвращения принципа «каждый за себя» показали, что изменение ситуации не лучшим способом повлияет на Евросоюз. К Европе приближается свобода, но она оказывается не такой, о которой мечтали. Германские политики озвучивают действительно актуальные проблемы – деструктивные процессы в Европе быстро прогрессируют, хотя масштабы их нередко преувеличены. Европейские устои, ранее неоднократно показывали миру собственную гибкость и живучесть. Судя по всему, в приближающемся шторме именно эти качества принципам единой Европы предстоит продемонстрировать в очередной раз.