Режиссер Аскольд Куров на протяжении двух лет работал над фильмом о том, как после аннексии украинского Крыма спецслужбы России схватили и осудили его коллегу Олега Сенцова. Документальная лента получила название «Процесс. Российское государство против Олега Сенцова». Аскольд Куров убежден, что дело Сенцова полностью сфабриковано: никаких доказательств того, что Олег возглавлял терорганизацию на территории Крыма, нет.
Сам Олег Сенцов тоже не признает вину. На проходившем в Ростове суде он рассказал, что при задержании подвергался пыткам. О том, как работники ФСБ выбивали признательные показания, говорил и главный свидетель обвинения Геннадий Афанасьев. Последний признался, что под пытками оговорил Сенцова. Правда, суд проигнорировал это заявление. «Большое предательство иногда начинается с маленькой трусости... Когда тебе надевают на голову мешок, бьют, и через полчаса ты готов отречься от всех своих принципов и убеждений, оговорить себя и других людей, лишь бы перестали избивать. Не знаю, чего могут стоить убеждения, если ты не готов за них пострадать...» – говорил в своем последнем слове на процессе в Ростове Сенцов.
В вышеуказанной картине звучат и знаменитые слова Сенцова, прозвучавшие в судебном зале: «Срок в двадцать лет меня не пугает. Эпоха правления кровавого карлика в вашем государстве закончится намного раньше».
11 февраля на Берлинском кинофестивале состоится мировая премьера упомянутого фильма. Спецпоказ организован совместно с Европейской киноакадемией, добивающейся освобождения Сенцова. Следует отметить, что Европейской киноакадемии исполняется тридцать лет.
В последние дни, которые остались до открытия Берлинале, Куров заканчивает работу над лентой. В интервью «Радио Свобода» Куров рассказал, как он снимал эту картину.
Согласно словам режиссера, снимать фильм было нетрудно. Трудно было организовать и правильно сбалансировать композицию, поскольку хотелось рассказать сразу об очень многом – и об Олеге как о человеке и режиссере, и о его близких, а также о самом деле и процессе, о контексте, в котором это все происходит. Это, наверное, было самое сложное, отмечает Куров.
Двоюродная сестра Олега Наталья Каплан возглавила борьбу за его освобождение, тогда как его родная сестра Галина фактически отреклась от него, поскольку ее сын и муж – сотрудники ФСБ. Муж Галины давал показания против Олега Сенцова. «Это похоже на трагедию времен сталинских репрессий. Сестра Олега оказалась между двух огней. Но правда в том, что она не поддерживает Олега и обвиняет его в сложившейся ситуации. А вот двоюродная сестра Олега Наталья взяла на себя все обязанности по адвокатской помощи, по организации акций поддержки. Ей помогают друзья и знакомые, а также друзья Олега, кинематографисты, Европейская киноакадемия. Есть люди, готовые оказать поддержку. Однако все равно главная нагрузка легла на ее плечи», - рассказал Куров.
Еще до начала процесса на стадии следствия Олегу Сенцову сказали, что ему грозит двадцать лет, однако на суде соблюдались все формальности вплоть до абсурда: например, русскоязычных подсудимых спрашивали, нужен ли им переводчик. «На протяжении всего процесса все были предельно вежливы и корректны, соблюдались все протоколы, однако было ощущение, что это театр, и судьи просто играют роль по заранее написанному сценарию, а сам суд – это декорация. При всей абсурдности обвинения, а также при том, что не представлено ни одного хоть какого-нибудь серьезного доказательства вины Сенцова или Александра Кольченко, было ощущение того, что это театр», - сказал Куров.
Он также рассказал что в Ростове полностью снимал процесс. «Непосредственно в судебном зале снимать не было возможности, однако заседания транслировались на мониторы в коридор, и значительная часть материалов снята как раз с этих мониторов», - отметил режиссер.
Самым впечатляющим эпизодом, согласно мнению Курова, было признание Геннадия Афанасьева. Он был одним из двух главных свидетелей и давал против Сенцова показания. Но вдруг в зале суда, когда все готовились к тому, что он подтвердит свои показания, он сделал заявление, что показания во время следствия были даны им по принуждению, под пытками, и он отказывается от них. Тогда это было потрясением, рассказывает режиссер. Было видно, что Афанасьеву страшно, что он уже приготовился к самому худшему. И это действительно могло значить все что угодно, рассказал Куров. Он действительно очень рисковал, и это волнение передалось присутствующим в зале. «Наверное, это был самый сильный момент», - отметил режиссер. Пыткам подвергались все задержанные, в частности и Олег Сенцов. После задержания в Крыму всех жестоко избивали.
Еще одним важным эпизодом на процессе было последнее слово Олега. Куров подчеркнул, что Олег - очень сильный и смелый человек. Сейчас Сенцов находится в Якутске, видится лишь с родственниками и адвокатом. Согласно словам Курова, Олег написал пять сценариев для кинофильмов. «Олег не унывает и не отчаивается, а продолжает работать и надеяться. И мы надеемся, что он скоро выйдет», - говорит режиссер.
На вопрос о том, почему он решил снимать этот фильм, Куров ответил: «На первый суд я шел как знакомый Олега, чтобы поддержать, а потом я понял, что единственное, что я могу сделать в сложившейся ситуации, – снимать об этом кино».