Российские хакеры в настоящее время многими аналитиками рассматриваются как одна из глобальных угроз. Согласно мнению экспертов, по уровню развития кибервойск Россия входит в пятерку лидеров, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Коммерсантъ».
С журналистами пообщался Владимир Рубанов, бывший начальник аналитического отдела КГБ СССР. Он констатирует высокие позиции российских специалистов по информационной безопасности в мировом рейтинге и объясняет, что в данном направлении IT-отрасли достижение держаться на нескольких китах:
- высокая квалификация специалистов в математике и криптоаналитике, что является результатом достижений и научных «заделов» советского периода;
- грамотная протекционистская политика государства, включающая отлаженный механизм взаимодействия между госструктурами и бизнесом;
- наличие устойчивого спроса на продукцию информационной безопасности со стороны государства и крупных частных компаний.
В результате под воздействием указанных факторов сформировались конкурентоспособные российские компании, владеющие также заметным экспортным потенциалом. Однако в сфере государственного управления и цифровой экономики в России нет ни своих научно-исследовательских центров, ни достаточно квалифицированных заказчиков, ни гарантированного спроса на решения отечественных IT-специалистов.
Отдельно Рубанов призывает обращать внимание на то, что важным аргументом при оценке исходящих от России киберугроз является высокий уровень компетенции специалистов и команд в сфере информационной безопасности. По утверждению эксперта, такая ситуация сложилась из-за постепенного вхождение в информационное пространство кибервойск, создание которых началось еще в середине прошлого века. Киберполиция возникла в 90-х годах при формировании и развитии интернета.
В 2009 году в США было создано первое киберкомандование, затем аналогичные структуры появились в ряде других стран – Великобритания, Германия, Франция, Китай, Южная и Северная Корея. В России кибервойска начали создаваться в 2014 году. В настоящее время, согласно оценкам международных экспертов, Россия входит в ТОП-5 мировых государств по уровню развития кибервойск. Уточнил Рубанов, что речь в данном случае идет о развитии спецподразделений по кибербезопасности, используемых для военных и разведывательных целей.
Информационное пространство превращается в сферу военной активности – Рубанов.
В разных странах, по утверждению эксперта, отличается количество людей в подразделениях кибервойск. Согласно опубликованным в открытом доступе данным, самой многочисленной является киберармия Китая, в которой около 20 тысяч человек. Около 9 тысяч кибервоинов в армии США, 5 тысяч человек в кибервойсках Северной Кореи. В России численность людей в кибервойсках составляет около 1 тысячи человек.
Эксперт объяснил, что кибервойска являются теми самыми научными ротами, над формированием которых в свое время смеялись в соцсетях. Рубанов подчеркивает, что в настоящее время информационное пространство действительно превращается в сферу военной активности. В пространстве информации реализовываются не менее важные военные операции, чем в театрах боевых действий на суше, на море или в воздухе.
Между тем успех в операциях на передовой линии информационной войны в значительной мере обеспечивается тылом. Роль тыла в информационном фронте играет информационно-технологическая база и интеллектуально-кадровый потенциал. Поэтому можно говорить, что в информационных войнах победу получают не пропагандой, а с помощью задействованных современных технологий.
Тем не менее, хакерство нельзя рассматривать как оружие кибервойск, скорее речь идет о злостном хулиганстве на грани или за гранью закона. Борьба с хакерским атакам входит в компетенцию спецподразделений МВД. В то же время нельзя называть «военными хакерами» кибервойска военных структур государств, более уместно называть их персоналом, который задействован в защите инфраструктуры военных и жизненно важных гражданских киберсистем.
По словам эксперта, стратегия кибервойск базируется на отношении к киберпространству как к некой территории. Кибервойска применяются для активной защиты территории, поддержки деятельности служб безопасности, занимающихся обеспечением безопасности критически важных инфраструктурных сетей. Кибервойска применяются для снижения возможности злоумышленников в интернете. Эти подразделения можно назвать средствами активной защиты жизненно важных для государства киберсистем.
Примечательно, что все страны декларируют оборонительное назначение собственных кибервойск. При создании киберкомандования в США, в Пентагоне заявили, что располагают полным спектром наступательных возможностей, но намерены использовать оборонительную стратегию. Как правило, кибервойска располагают необходимыми для нападения средствами, но ни одна страна мира не признает причастность своих специалистов к атакам на информационные системы других государств.
История показывает, что иногда кибервойска применяются в качестве наступательных подразделений. В таком случае начинаются довольно сложные в организационном и техническом отношении операции с обязательным высоким уровнем разведывательного обеспечения и комплексностью управления задействованными подразделениями и средствами. Подобная операция не является одномоментным действием, процесс организовывается на длительный период и обходится правительствам в немалую сумму.