«Умом Россию не понять…», – писал классик. Эти строки и сегодня не утратили своей актуальности. В своих бедах обвиняя Запад, русские ничего сами не делают для того, чтобы улучшить качество жизни. Поэтому, воздвигая памятники Сталину, одновременно в судах выносятся приговоры о запрете хамона, на уборных возникают надписи о «запрете входа» Обаме и Меркель как ответные санкции, священниками благословляются ракеты с боеголовками под названием «Сатана», а за «духовные скрепы» предлагается идти войной на всех и вся.
Одним из очередных проявлений российского абсурда стала кампания калининградских активистов против «агрессивного проникновения германской культуры в общественную жизнь». О том, что это такое на самом деле, кому выгодны подобные мероприятия, недавно на страницах Deutsche Welle рассказал уроженец Калининграда, независимый журналист Олег Кашин.
В германизации Калининграда заинтересованы ВГТРК и «Регнум»?
Для начала стоит отметить, что враждебность к Западу подогревают государственные телеканалы России в большинстве случаев на основе вымышленных фактов, наподобие «распятия бандеровцами младенца», «детей, поедающих крыс в США», «готовящихся планов вторжения НАТО в Россию» и тому подобного.
Кстати, последнее легло в основу калининградской кампании. Так, местное подразделение Всероссийской государственной телерадиокомпании (телеканалы «Россия-1», «Россия-24» и некоторые другие) реагировало на размещение в соседней Литве сил передового базирования НАТО комментариями: «Германия ввела войска в Литву», «Литва оккупирована и теряет остатки суверенитета», «Восточную Европу снова поделили - в Польшу введены войска США, Литву под контроль взяла Германия» и прочее в этом роде.
Глава калининградского офиса ВГТРК Николай Долгачев не устает напоминать аудитории местных «Вестей», что НАТО оккупировала Литву и что в прошлый раз подобная передислокация ее сил закончилось тем, что «горел рейхстаг». Не удивительно, что может возникнуть ощущение совсем скорого наступления войны.
Олег Кашин замечает, война действительно идет. Информационная. В Калининграде она обусловлена противостоянием «патриотов агрессивной германизации» региона. Еще в ноябре месяце прошлого года было составлено открытое письмо местной интеллигенции, в котором вероломные планы оккупантов (читай, «фашистов, поднимающих голову», точно так же как в Украине), именовались «агрессивным проникновением германской культуры в общественную жизнь Калининградской области».
Двое из ларца.
В этом свете интересна модель поведения лояльной к Кремлю калининградской «Комсомольской правды», назвавшей споры о германизации дискуссией года. Издание не поддержало «очевидные» факты угрозы оккупации Калининграда с последующим его онемечиванием. Напротив, в ироничном стиле напоминает чересчур бдительным организаторам кампании против германизации, что все это надуманно нынешним губернатором области Антоном Алихановым и его предшественником Николаем Цукановым, сегодня работающим полпредом Владимира Путина в северо-западном регионе России.
В связи с таким отношением к «проблеме» «Комсомолки», Олег Кашин делает вывод, что антигерманская кампания в городе, носившим в прошлом название Кенигсберг, не была инициирована сверху. Тогда возникает вопрос: кому и зачем она понадобилась?
Организаторами «нападения Германии на Литву», желающей онемечить Калининград, стали двое местных журналистов – уже упомянутый «оратор» Николай Долгачев и его коллега из информационного агентства «Регнум» Андрей Выползов, который, к слову, на сайте портала разместил обширную подборку материалов на «заданную тему». Причем он настолько углубился в вопрос, что додумался до следующей мысли: инициативы калининградского областного комитета КПСС по изучению наследия Иммануила Канта (конец 80-х гг.) были первыми шагами на пути германизации Калининграда.
Ранее «Регнум» обвинял в реваншистских настроениях и самого Алиханова. В частности, когда тот выступал на фоне стилизованной карты региона, составленной из фрагментов флагов разных стран Европы, включая Германию, агентство разглядело в этом «провокационный плакат», признающий Калининград польско-немецким городом. Еще один случай с Алихановым бдительное око журналистов «Регнума» зафиксировало подчас его выступления в Германии на фоне карты на немецком языке. Агентство заявило, что временно исполняющий обязанности губернатора «географически присягнул Германии».
Программа «Вести» ВГТРК, продолжает автор материала в Deutsche Welle, несмотря на более сдержанный подход к данной проблеме, нередко посвящают ей большие сюжеты. В них, например, обыкновенный уличный указатель в Калининграде на немецком языке для иностранных туристов становится предметом сенсационного скандала. При этом «событие» обязательно комментирует ветеран Второй мировой войны, напоминая, что тогда это был «фашистский город с фашистскими улицами, называвшимися не иначе как штрассе».
Зачем российским журналистам «германизировать» Калининград?
Так зачем несуществующая германизация Калининграда нужна «Регнуму» и ВГРТК? Ответ на этот вопрос Олег Кашин видит в том, что на местном развитом по российским меркам рынке СМИ ни один из этих двух медиа-ресурсов никогда не был лидером. А благодаря раздутой теме с онемечиванием за неполный год их цитируемость значительно возросла. Кроме того, более читаемые издания вынуждены вступать с ними в дискуссию, таким образом добавляя тем популярности, особенно авторам «гениальной идеи» – Андрею Выползову и Николаю Долгачеву.
По мнению независимого журналиста, поведение Цуканова и Алиханова и лояльных им СМИ может свидетельствовать о самодеятельности «Регнума» и ВГТРК. Но эти инициативы из той категории, когда их авторы убеждены, что никто сверху им не позвонит и не выговорит за разжигание международного скандала.
Зато последствия надуманной темы для города могут быть необратимыми. Взять, например, Немецко-русский дом, существующий в Калининграде с 90-х гг. Он был культурным центром для укрепления дружественных отношений России и Германии. Здесь проводились различные выставки, концерты, здесь же в свое время выступил лауреат Нобелевской премии Гюнтер Грасс. Однако учреждение было признано «иностранным агентом», в связи с чем ликвидируется.