За несколько лет существования в условиях ограничений российская экономика адаптировалась к санкциям. По-прежнему неприятным моментом ограничительные меры остаются для российских граждан, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Обозреватель Якуб Кучера в своей публикации для чешского издания Česká Pozice пишет, что при оценке по показателю ВВП можно увидеть тенденцию к восстановлению российской экономики. В 2015 году ВВП государства сократился на 3,7 процента, в прошлом году, по всей видимости, снижение ограничится 0,5 процентами. Вполне возможно, что в 2017 году ВВП России продемонстрирует небольшой рост.
Российские граждане падение экономических показателей ощутили на себе в полной мере, но бунтовать из-за собственных трудностей пока не желают. Современная ситуация в российском обществе указывает на распространение апатии. Некоторое россияне полагают, что в 2016 году их государство максимально укрепило свое международное положение. Справедливости ради следует признать, что непосредственным участником важных событий прошлого года Россия была далеко не всегда.
Несмотря на подозрения, нет прямых свидетельств причастности Москвы к избранию президентом Дональда Трампа и результатам проведенного в Великобритании референдума о выходе из Евросоюза. Тем не менее на сегодняшний день геополитическая ситуация развивается по довольно благоприятному для Москвы сценарию. Поверхностный взгляд на российскую экономику позволяет установить, что успех Москвы на международной арене подкрепляется неплохими тенденциями в экономическом направлении.
О восстановлении российской экономики можно говорить на основании анализа динамики ВВП, самого общего экономического показателя. Некоторые авторитетные аналитики ожидают в текущем году восстановления российской экономики с выходом ВВП государства на уровень небольшого роста. Эксперты Европейского банка реконструкции и развития ожидают в России роста ВВП на уровне 1,2 процента. Вполне вероятно, что переломный для российской экономики момент наступит в первые несколько месяцев текущего года.
Россияне не склонны к оптимизму.
Под влиянием множества негативных факторов постепенно российская экономика опустилась на дно. Россияне, которые поначалу потешались над политикой санкций, осознают всю сложность ситуации. Социологические опросы показывает, что большинство российских граждан в ближайшее будущее смотрит без излишнего оптимизма.
В начале осени социологи из «Левада-Центра» провели исследование, в рамках которого определили настроения, бытующие в российском обществе. В результате удалось установить, что подавляющее большинство российских граждан (около 80 процентов) осознает наличие трудностей в экономике своего государства. В недавнем исследовании количество граждан, осознающих, что экономика не в лучшем состоянии, увеличилось на 19 процентов по сравнению с данными аналогичного опроса, проведенного 2 годами ранее.
Исследователи установили, что две трети респондентов ожидают продолжения кризиса как минимум на весь 2017 год. Около 25 процентов опрошенных предсказывает, что наступивший кризис окажется «очень продолжительным». С фактами задержания заработной платой столкнулся почти каждый пятый российский гражданин, аналогичное количество участников исследования ожидает появления такой проблемы в своей жизни на протяжении ближайших нескольких месяцев.
Реальная заработная плата россиян тем временем продолжает сокращаться. В ноябре 2016 года чистые пенсии в России сократились на 5,6 процентов по сравнению с данными предыдущего года. Вместе с тем, большинство российских граждан не считает страшным для себя увольнение или переход к существованию на небольшую зарплату. Как показывают исследования социологов, больше всего современные россияне опасаются дефицита.
Пустые полки в магазинах, которые многие россияне помнят еще с «благословенных» советских времен, пугают население. Постепенно страх возвращения дефицита только усиливается. Растущая боязнь дефицита выглядит несколько странной с учетом оптимистических заявлений российских чиновников о предстоящем восстановлении экономики страны. Пока чиновники говорят, рядовые граждане все больше теряют надежду на возвращение достойного уровня жизни в обозримом будущем.
Представители российской власти продолжают настаивать на том, что экономика государства постепенно адаптировалась к существованию в условиях санкционного давления. Не менее сложным является процесс адаптации экономики к ответным мерам Москвы. В качестве реакции на санкционную политику Кремль ограничил доступ на российский рынок товаров европейских производителей, что сказалось в первую очередь на импорте продуктов питания. Вполне возможно, что экономика действительно адаптировалась к ограничениям, но рядовые россияне продолжают ощущать трудности.
Одним из немногих позитивных моментов российского кризиса является то, что безработица пока не выросла. В прошлом году уровень безработицы находился между показателями 5 и 6 процентов, что можно объяснить 3 причинами:
- последствия кризиса проявляются постепенно, пока российские предприниматели не начали массово объявлять о банкротстве;
- компании не сокращают штат из-за опасения штрафных санкций со стороны государства, которое не заинтересовано в высокой безработице. Поэтому вместо увольнения «оптимизируется» рабочее время или зарплата сотрудников;
- из-за демографического провала 90-х годов спрос на рынке труда нельзя назвать слишком высоким.