Резкое обострение вооруженного конфликта в районе Авдеевки стало темой для горячих обсуждений в зарубежных СМИ. Заседание Совета Безопасности ООН, на котором РФ осталась в одиночестве в своих оценках происходящего, наглядно продемонстрировало, что думают политики об этих событиях. Однако в СМИ, опубликовавших накануне статьи о событиях в Авдеевке, не было такого же единодушия.
Путин позвонил – «грады» постреляли.
Несмотря на все разногласия, в оценках зарубежных средств массовой информации звучит один и тот же факт: бои на Донбассе ожесточились непосредственно после телефонного разговора Путина с Трампом. О чем же говорили президенты?
Достоверной информации о содержании их разговора все еще нет. Аналитики лишь предполагают, что Украина была одной из основных тем. Хоть это всего лишь предположение, ведь в отношениях между США и Россией есть немало других проблем. Однако, связав воедино два события, последовавших один за другим, медиа-эксперты стали публиковать вводы, соответствующие их собственному мировоззрению.
С одной стороны, предполагали, что Дональд Трамп проявил равнодушие к вооруженному конфликту в Украине, и это якобы развязало руки Владимиру Путину, который понял, что эскалация напряженности на востоке Украины сойдет ему с рук. В частности, такое мнение высказал эксперт вашингтонского аналитического центра McCain Institute Эрик Браттберг.
С другой стороны, прозвучала версия о том, что Киев якобы решил напомнить о своих проблемах, а потому украинские войска пошли в наступление. О том, что Украина боится остаться в одиночестве, заявил представитель Carnegie Endowment for International Peace Балаш Ярабик.
Обе мысли были высказаны в Твиттере, став отправными точками для дальнейших публикаций в мировых СМИ. Масло в огонь подлило достаточно долгое молчание американских властей. Бои под Авдеевкой начались на выходных. Но только во вторник, 31 января, Государственный департамент Соединенных Штатов выразил стандартную обеспокоенность.
Washington Post против New York Times.
В Украине давно говорят о купленных журналистах и заказных статьях, публикуемых в западных СМИ в стиле кремлевской пропаганды. По словам экспертов, порой на страницах одного и того же издания можно встретить полностью противоречащие друг другу интерпретации одних и тех же событий. Картина выглядит странной, когда вроде бы независимые американские и европейские журналисты публикуют мнения, полностью совпадающие с видением российских СМИ. Но такие примеры появляются все чаще и чаще.
Как поясняют эксперты, статьи, в которых даны «нужные» оценки, Москва использует для искажения ситуации в глазах зарубежной аудиторией. Для внутреннего же пользования появляется подтверждения того, что Россию якобы поддерживают за рубежом, и даже самые авторитетные мировые издания согласны с Путиным. В Украине, тем временем, фиксируют фамилии западных журналистов, активно проявивших себя на поприще пророссийской пропаганды.
Так происходит и на этот раз. С одной стороны, мы имеем оценку таких изданий, как Washington Post и Financial Times. С другой – публикации в New York Times и Suddeutsche Zeitung.
Американской издание Financial Times предположило, что к активным действиям в Украине Путина подтолкнул сам Дональд Трамп, давший понять, что он равнодушен к событиям на Донбассе. Washington Post называет обострение ситуации под Авдеевкой попыткой Кремля надавить на Трампа и заставить его как можно быстрее снять санкции с Российской Федерации. Эксперты издания не исключают, что Путин пытается обменять право влияния на Украину на урегулирование в Сирии. Самой же Украине, по мнению автора публикации в Washington Post, эскалация напряженности не выгодна.
С такой точкой зрения, однако, не согласен Эндрю Крамер, журналист газеты New York Times. Он, напротив, винит во всех бедах Петра Порошенко, который якобы желает помешать попыткам Путина примириться с Америкой.
О том, что немцы боятся наплыва украинских беженцев, а Европа устала от Украины, пишет Тобиас Келбхен в Suddeutsche Zeitung. Автор публикации также винит Украину в разжигании вооруженного противостояния и прогнозирует, что Германия не станет вмешиваться в конфликт на этот раз.
С ним полностью согласен российский политолог Алексей Чеснаков, давший интервью для издания «Вести». По его словам, Киев либо не контролирует свои вооруженные силы, либо поощряет их в желании возобновить наступление. Со своей стороны, в «Коммерсанте» высказано мнение о том, что теперь уже США не будут вмешиваться в ход войны на Донбассе, а потому все зависит от Евросоюза, ОБСЕ и, конечно же, России.
Увы, след российской пропаганды сегодня заметен во многих публикациях, касающихся Украины и событий на Донбассе, отмечают эксперты. Причем, даже внешне нейтральные материалы порой несут нужные для Кремля нотки. Если авторы и не обвиняют киевские власти во всех смертных грехах, то обязательно напомнят о перспективах снятия санкций в России, а также о том, что Украина рискует остаться наедине со своими проблемами. Это довольно-таки странно, говорят аналитики. Ведь санкций никто не собирается снимать, а в изоляции сегодня Россия, а не Украина.