Теперешнее обострение ситуации в Авдеевке многие эксперты называют показательным для оценки стратегии Кремля. Применение агрессии считается последним аргументом Москвы, чтобы заставить украинцев капитулировать, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Укринформ».
В Авдеевке не стихают боевые действия, интенсификации обстрелов фиксируется по всей линии фронта. В своей публикации журналист Юрий Сандул оценивает теперешнюю ситуацию в этом населенном пункте и конфликтном регионе в целом. Он пишет, что Кремль грозит убивать украинцев до тех пор, пока они не согласятся на капитуляцию, поскольку других аргументов в распоряжении Москвы не осталось.
Увеличивается количество жертв обстрелов из числа украинских воинов и гражданского населения. В то же время многочисленные эксперты и политики рассуждают о том, чем на самом деле является обострение и к чему оно может привести в перспективе. В этом контексте полезным является изучение риторики, используемой россиянами. Очевидно, что правдивых заявлений от российских политиков ждать не следует, но определенные выводы сделать все же возможно.
При отсутствии альтернативы украинские эксперты вынуждены довольствоваться анализом лжи. Вместе с тем, заведомо ложные заявления оцениваются «от противного», аналитики ищут правду, которую ложь прикрывает. В любом случае давно известно, что любой лжец обязательно в каком-то моменте проговориться. Также очевидно, что российские политики обязаны врать так, чтобы тем, кто слушает ложь, стало понятно, чего в Москве требуют на самом деле, в противном случае россияне ничего никому не объясняли бы.
Постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин на заседании Совбеза прокомментировал события в Авдеевке. Он отметил, что украинские воины метр за метром отвоевывают территорию, но при этом гибнут люди – солдаты и мирные граждане. Чуркин обратил внимание на то, что гибель людей происходит в то время, когда существует политическая альтернатива разрешения конфликта, согласованная около 2 лет назад на переговорах с участием президента Порошенко.
По мнению журналиста, постпред России озвучил очень понятную ложь. Дипломат заявил, что россияне захватили часть украинской территории и не позволят кому-либо выбить себя силой. Он допустил, что украинцы могут попробовать вернуть оккупированную территорию под свой контроль, но при этом человеческие жертвы неизбежны. Единственной возможностью избежать смертей постпред России назвал подписание Украиной капитуляции с восстановлением мира на условиях Москвы. То есть, Чуркин предложил украинцам выбор – мир на российских условиях либо постоянная война.
Правильность такой трактовки слов Чуркина также подтвердил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. Он выразил надежду-уверенность на то, что у «народных республик» хватит боеприпасов, чтобы сдержать украинскую армию. При переводе из чиновничьего языка становится понятным то, что Песков акцентировал внимание на достаточном количестве России ресурсов для затяжной «горячей» фазы. Сделанные заявления описывают позицию России довольно четко, но не исключено, что за понятной ложью может скрываться что-то неочевидное, включая подготовку России к полномасштабному наступлению.
Открытой агрессии вряд ли следует ожидать.
За последние два года вопрос о вероятности начала полномасштабного вторжения сохраняет актуальность, хотя впервые прозвучал он в июне 2014 года, когда украинские военные начали освобождать оккупированную территорию от наемников и сепаратистов. За указанное время ответ на этот вопрос стал вполне очевидным – к полномасштабному вторжению Россия не прибегнет, что объясняется целым рядом причин:
- у Москвы нет достаточных гарантий военного успеха, но колоссальные человеческие потери гарантированы;
- в распоряжении Кремля нет достаточных военных сил для надежной оккупации большой территории;
- при переходе к открытой агрессии реакция Запада не ограничится выражением «глубокой обеспокоенности», ответ европейцев обещает быть сверхжестким. Не существует гарантий жесткого ответа со стороны Запада, но риск для россиян слишком большой.
Абсолютно исключать вероятность вторжения невозможно, но теоретически к такому сценарию Москва может перейти в ситуации полной безысходности. Теперешняя стратегия России ограничивается дозированным применением военной силы, чтобы показать бесперспективность наступательных действий украинских воинов и готовность при необходимости задействовать армию, несмотря на протесты западных гуманистов. Очевидно, что стратегия эта рассчитана на то, что в конечном итоге Украина и Запад под воздействием военного напряжения согласятся на условия Кремля для окончания войны.
Вполне вероятно, что украинцев ждет затяжная и периодически довольно кровавая война с Россией, что нельзя назвать сенсационным выводом. Покончить с войной может только большая и качественная помощь Украине с Запада, в первую очередь от США. Речь идет о помощи дипломатической, экономической и предоставлении летального оружия. На данном этапе такая помощь выглядит как утопия – европейцы явно боятся российского президента, а новая администрация президента США планирует очередную «перезагрузку».
Вместе с тем, утопия в любой момент рискует превратиться в реальность – «перезагрузка» вечной быть не может, да и Украине под силу изменить отношение Запада к себе. По-новому посмотрят на Украину европейцы в том случае, если в стране будут реализоваться последовательные, решительные и эффективные реформы в политическом и экономическом направлении. Эффективное реформирование создаст для Запада реальные экономические интересы Украине, которые следует защищать, в том числе предоставлением оружия.