В ответ на запущенный российскими СМИ слух, что Беларусь хочет выйти из ЕАЭС и Союзного государства, Лукашенко заявил, что это полный вымысел. Опровергли эту новость и в Организации договора о коллективной безопасности. Однако на просторах Интернета стал популярен хэштег #belxit, под которым разные пользователи соцсетей высказывают мнение о том, стоит ли республике разрывать свои тесные взаимоотношения с РФ, пишет «Белорусский партизан».
Как белорусам можно вырваться из объятий мощного русского медведя?
Шаги Минска по выходу из интеграционных структур с РФ, будь они им предприняты, можно называть самоубийством по той причине, что это значительно снизит маневренность государства в международных отношениях, сократив его возможности, утверждает руководитель исследований Либерального клуба Е. Прейгерман. По его мнению, учитывая урон экономике и потерю многих политических возможностей, «ни один из белорусских политиков или чиновников, независимо от своих взглядов, не предпринял бы вообще никаких шагов по выходу из нынешних региональных объединений».
Москва не допустит какой-либо военной независимости соседней Беларуси. Пример Украины доказывает, что может случиться с государством, если оно попытается уйти из зоны влияния России, отмечает Д. Мельянцов, эксперт Белорусского института стратегических исследований. Беларусь для России важна тем, что выступает как «военный балкон», позволяющий контролировать Балтийский регион и играющий важную роль в безопасности всего калининградского эксклава. Если сейчас представить, что Беларусь пойдет в НАТО и на ее восточных границах будут стоять базы данного альянса, то подлетное время ракет до той же Москвы станет измеряться 3-4 минутами.
Подобная реальность стала бы реальным кошмаром для действующих российских военных. А это означает, что они будут всячески препятствовать такого рода развитию событий, подчеркнул политолог. По его словам, России Беларусь нужна в качестве плацдарма в случае какого бы то ни было конфликта с Западом. Если внезапно Беларусь решит покинуть ряды ОДКБ и поставит целью вступить в НАТО, для начала Кремль предпримет некое экономическое давление. Если это в итоге не поможет, то, как показывает сама практика внешнеполитических действий России в схожих условиях в Молдове, Грузии и той же Украине, Москва будет стараться создать определенный замороженный локальный конфликт, чтобы та же Беларусь не имела возможности вступить в другого рода военно-политические блоки, считает Мельянцов.
Одно дело, если республика решает выйти из ЕАЭС, и далее продолжая исполнять подписанные соглашения по Союзному государству. Но вот полный выход из всех без исключения интеграционных объединений сразу же приведет к тому, что РФ как минимум введет мощные протекционистские меры по зоне современной свободной торговли: продукция соседнего белорусского производства резко возрастет в цене для российских покупателей, и продавать ее станет нерентабельно, прокомментировал эксперт. Об этом пишет издание «Биржевой лидер».
В случае выхода из ЕАЭС Минск теряет значительные экономические связи, к примеру, главный российский рынок, обеспечивающий поступления большей части всей валютной выручки в рублях РФ и в долларах, заявляет эксперт по экономике упомянутого Либерального клуба А. Болточко. Выход непременно означал бы ухудшение положения, главным образом автопрома, который существенно ориентирован на Россию. Огромнейший урон понесли бы производство продуктов питания и сельское хозяйство, ориентированные на соседний российский рынок, который будет в таком случае полностью закрыт для белорусских товаров.
И в нынешних условиях нередко Москва принимает разные протекционистские меры, закрывая полноценный доступ на свой рынок для белорусской продукции. Не так давно от подобного рода ограничений пострадали также поставщики говядины. Если Беларусь примет решение выходить из союзов с РФ, то локальные войны перейдут обязательно в постоянную фазу с фактически полным закрытием рынка в том виде, в котором он был несколько десятилетий, отмечает Д. Мельянцов. Лишившись главного покупателя, для предприятий будет сложно очень быстро провести диверсификацию деятельности, так как сейчас у них достаточно финансовых проблем, которые затрудняют поиск новых рынков, говорит А. Болточко. Высокая энергетическая и экономическая зависимость Беларуси не позволяет отказаться от интеграционных проектов с Россией, не говоря уже о том, чтобы стать в полной мере нейтральной страной.
Беларусь от России зависит экономически и политически – почти что на 100% по энергоресурсам и к тому же больше половины всего белорусского экспорта уходит в Россию. Если Беларусь попробует выйти из интеграционных объединений, то произойдет полное или частичное закрытие российского рынка, как это с Украиной происходило: потери для крупнейших промышленных предприятий, рост цены на энергоресурсы, – дополняет Мельянцов.
Выход из разных интеграционных объединений для Минска может быть перспективой через 15-20 лет, если нацэкономика к тому времени станет более автономной. Теоретически уменьшить экономические потери от такого выхода можно, если разработать более четкую стратегию по диверсификации нацэкономики, выходу на рынки стран Европы.