Белорусский методолог и философ Владимир Мацкевич считает, что отношения Беларуси и Украины нужно институализировать заново. Более детально мнение Мацкевича относительно необходимости заново институализировать отношения между Минском и Киевом изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Владимир Мацкевич прокомментировал журналистам Службы информации "ЕвроБеларуси" ситуацию с задержанием в Беларуси, депортацией и последующим аннулированием запрета на въезд, фигурантом которой оказался украинский писатель Олег Жадан. Он, в частности, поздравил Жадана с тем, что белорусские власти все-таки аннулировали ему позорную запись. Также здесь можно поздравить и тех, кто считает, что Беларусь повернула свою внешнюю политику на правильный курс, когда Минску уже не подчиняется слепо указам из Москвы.
Тем не менее факт остается фактом. Случай с украинским писателем продемонстрировал, насколько сегодня несогласованными могут быть действия президентской вертикали на разных уровнях, действия разных отделов и ведомств этой вертикали. В данном случае все метания объясняются тем, что у Беларуси сегодня отсутствует четко сформулированная доктрина – как внешнеполитическая, так и внутриполитическая. Страна уже 23-й год шарахается, болтается и плывет в современном мире без парусов и руля. Пока стране еще удается латать дыры, заполнять образующиеся в бюджете прорехи и находить рынки сбыта для своей морально устаревшей продукции, причем эти рынки постепенно все больше сокращаются.
Но долго все так продолжаться не может. Геополитические и экономические здравые суждения воспринимаются абстрактно до того момента, пока дело не коснется медийной персоны или чьей-то конкретной судьбы. Сергей Жадан, являющийся одним из наиболее известных украинских писателей, попадает в Минске в бюрократическую переделку. Его задерживают по непонятному сообщению милиции или звонку и после этого удерживают в течение 7 часов, перевозя из одного места в другое. Здесь возникает вопрос: по чьему указу или приказу милиция может действовать таким образом, тем более в отношении гражданина другой страны?
Самый маленький белорусский чиновник не может принять решение по закону, поскольку он не понимает, какой линии во внешней политике сегодня придерживается Беларусь. Поэтому он после телефонного звонка может сделать одно, а если поступит второй звонок – то совершенно другое. В стране продолжает действовать телефонное право, функционирующее по принципу той же вертикали, когда нижестоящее начальство обязано выполнять указания вышестоящего. Это означает отсутствие уверенности в справедливости, ведь порядок и закон будут устанавливаться определенным лицом в соответствии с его уровнем компетенции.
Если государство занимает определенную позицию, то оно должно ее просто продекларировать – Мацкевич.
Мацкевич объяснил, что дело Жадана дошло в итоге до руководителя белорусского Министерства иностранных дел. При этом "кейс Жадана" наглядно продемонстрировал, что Беларуси следует прекратить дергаться, лавировать, говорить прямо противоположные вещи. Если государство занимает определенную позицию, то оно должно ее продекларировать. Соответственно, если Беларусь поддерживает справедливую войну, которую Украина ведет против российской агрессии, то об этом следует заявить прямо. При этом отношение к гражданам страны, которую мы поддерживаем, и гражданам страны-агрессора должно быть разным.
Беларусь уже предпринимала шаги, несогласованные с Москвой – например, решение ввести 5-дневный безвизовый режим для граждан 80 стран мира. В ответ на это Российская Федерация предпринимает меры и вводит пограничный режим на границе с Беларусью. Однако Минск после этого никаких ответных шагов уже не предпринимает. Получается, что если въезжать из Беларуси в Россию, то у вас будут проверять паспорта, тогда как с российской на белорусскую территорию может въехать кто угодно. Пока белорусская сторона не может себе позволить обустроить границу с РФ в силу экономических причин, однако такой шаг, судя по всему, уже назрел.
Помимо этого, следует пересмотреть, а может, даже и денонсировать ряд соглашений и договоров, подписанных Минском и Москвой, поскольку присутствие на территории Беларуси лиц, являющихся в России персонами нон-грата, – это вполне реальный вариант. У Москвы и Минска очень разные интересы. Именно по этой причине должна быть четкость и ясность. Любой белорусский чиновник должен понимать сложившуюся на данный момент ситуацию, понимать политику своего государства, как внутреннюю, так и внешнюю.
Беларусь может оказаться в ситуации, в которой сегодня оказалась Украина.
Говоря о дальнейшей перспективе украинско-белорусских отношений, Мацкевич объяснил, что их необходимо устанавливать заново. Он отметил, что Беларусь, находящаяся сейчас в ожидании агрессивных экспансионистских действий со стороны России, в итоге может оказаться в ситуации, в которой сегодня оказалась Украина. Сегодня у Украины и Беларуси общие проблемы, равно как и общие интересы. Поэтому в такой ситуации было бы правильно придерживаться согласованной линии во внешней политике. Однако сделать это будет достаточно сложно ввиду разных режимов, установившихся в настоящее время в этих странах. Для того чтобы отношения между Киевом и Минском нормализовались, в украинских и в белорусских верхах должны произойти очень серьезные перемены.