Российский политик Владимир Жириновский выступил с очередным заявлением о гипотетическом разделе Украины. Юристы отмечают, что украинская сторона может дать правовую оценку неоднозначной риторике российского законодателя. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Укринформ».
Несколько дней назад в очередной раз российский политик Владимир Жириновский в эфире одного из телеканалов озвучил свое видение будущего Украины. Одиозный политик заявил, что оптимальным считает раздел Украины на губернии под российскими флагами. Вряд ли можно сказать, что подобное заявление из уст «главного шута всея Руси» способно кого-то удивить. Однако каждый раз после очередного скандального заявления у многих украинских граждан возникает вопрос о причинах бездействия официального Киева.
С точки зрения здравого смысла, очевидно, что за скандальными заявлениями российского политика об Украине должно неизбежно последовать уголовное наказание. В этом контексте целесообразно более детально рассмотреть соответствующие нормы законов Украины. При общении с журналистами юристы оценили наличие состава преступления в заявлениях престарелого российского политического фрика.
Кирилл Номинас, ассоциированный партнер адвокатской компании «Соколовский и Партнеры», считает необходимым проведение лингвистической экспертизы, которая подтвердит, что в словах Жириновского содержится призыв к насильственному изменению/свержению конституционного строя или захвата государственной власти, а не прогноз или распространение слухов. Также юрист напоминает, что Жириновский является публичным человеком, и следует учитывать особенности аудитории, на которую рассчитаны заявления политика.
По утверждению юриста, 109 статья УК предусматривает наказание за посягательство на свержение власти. Поэтому за нарушение этой законодательной нормы прокуратура может попытаться привлечь к ответственности Жириновского. Однако возникают сомнения в возможности реализации этого сценария на практике, тем более с учетом того, что политик является гражданином другой страны. Номинас предполагает, что слова Жириновского следует рассматривать как высказывание политического характера, на которые должны реагировать украинские дипломаты.
Адвокат Марина Долгополая в высказываниях российского политика увидела признаки уголовного правонарушения. В частности, статья 110 Уголовного кодекса Украины недопустимым называет «посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины». Эта норма законодательства предусматривает уголовную ответственность за публичные призывы к совершению умышленных действий для изменения границ территориальной или государственной границы Украины, установленных Конституцией.
По словам правозащитника, в выступлениях российского политика без труда можно найти немало цитат, свидетельствующих о призыве к изменениям установленного строя в Украине. Поэтому Марина Долгополая называет риторику российского парламентария широким полем для деятельности прокуратуры.
Интерес украинских правоохранителей и спецслужб к заявлениям Жириновского недостаточный.
В украинском обществе Владимир Жириновский давно не воспринимается всерьез. Политика оценивают скорее как кремлевского клоуна, который громко орет и размахивает кулаками. Абсурдными являются заявления, которые российский политический шоумен делает на большинстве телевизионных эфиров. Примечательные дальновидные прогнозы, касающиеся украинского будущего, политик делает на протяжении многих лет.
К примеру, в феврале 2010 года Жириновский заявил, что через 5 лет в качестве федерального округа войдет в состав России восточная часть Украины, а независимость сохранит только западная часть страны со столицей во Львове. Депутаты от НУНС обратились в СБУ с просьбой возбудить уголовное дело в отношении российского политика за посягательство на территориальную целостность. Понятно, что при власти Виктора Януковича не могло быть и речи о возбуждении подобного уголовного дела.
В марте 2014 года в МИД Польши пришло официальное письмо от возглавляемой Жириновским Либерально-демократической партии России. Политик предлагал разделить украинскую территорию после проведения соответствующего референдума. Польше Жириновский предложил Волынскую, Львовскую, Ивано-Франковскую, Тернопольскую и Ривненскую области. Аналогичные послания тогда получили Венгрия и Румыния, которым политик предлагал, соответственно, Закарпатье и Буковину с Черновцами.
Однако на «щедрые предложения» Жириновского украинские «компетентные органы» никак не отреагировали. Только в мае прошлого года лидер российской ЛДПР стал фигурантом дела по обвинению в способствовании деятельности террористической организации ЛНР. Украинские правоохранители заметили, что Жириновский передал боевикам автомобиль ГАЗ модели «Тигр» двойного назначения, но по-прежнему не желают рассматривать попытки политика нарушать государственный строй Украины.
Подобные правонарушения, как известно, находятся в компетенции СБУ. Бывший заместитель председателя СБУ генерал-лейтенант Александр Скипальский констатирует, что в Украине отсутствует четкая система управления государством в сфере безопасности. Стратегические задачи в этом направлении не озвучены ни президентом, ни СНБО, поэтому наблюдается такая аморфная ситуация. Справедливости ради следует признать, что российский Следком не упускает возможности обвинить украинскую сторону и отдельных граждан в чем-либо, что вызывает еще больше вопросов к «компетентным органам» в Украине.