Одной из главных политических новостей последних дней стал неожиданный разворот в риторике Дональда Трампа, заявившего, что санкции с России США не снимет до тех пор, пока Крым не вернется Украине и не прекратится вооруженный конфликт на Донбассе. Эта позиция кардинально противоположная той, которой ранее придерживался американский президент, подчеркивающий желание наладить с Москвой дружеские отношения.
Как отмечает издание Deutsche Welle, об изменении отношения к вопросу по санкциям к России Дональда Трампа проинформировал пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер. В свою очередь руководитель комитета Государственной Думы РФ по международным делам Леонид Слуцкий заявил, что желание Трампа видеть Крым в составе Украины подействовало на Кремль «как холодный душ». Он добавил, что новая позиция американского президента остужает чрезмерно завышенные и поспешные ожидания Москвы от Трампа и его команды.
Политологи журнала «Биржевой Лидер» напоминают, что еще во время своей предвыборной кампании, в июле 2016 года, Дональд Трамп пообещал в случае его победы отдельно рассмотреть вопрос Крыма. А после его избрания на пост главы государства несколько раз заявлял о возможном снятии с России санкций, наложенных США. Это и стало той «благоприятной» для Кремля почвой, на которой взрастала надежда на новую политику в отношениях Москвы и Вашингтона, которые, как известно, на протяжении последних десятилетий находились на грани враждебности.
Мнение экспертов: президент США – не император.
Карл-Георг Велльман (Karl-Georg Wellmann), внешнеполитический эксперт Христианско-демократического союза (ХДС), политической партии Германии, в интервью Deutsche Welle сообщил, что нынешняя позиция Белого дома, озвученная Шоном Спайсером, свидетельствует о том, что сделанные Трампом заявления во время предвыборной кампании могут быстро меняться. И если в первые дни его президентства Россия была настроена оптимистично, то сегодня ей предстоит стать реалистом по вопросам позиции США.
Для самого эксперта последнее решение по санкциям Белого дома стало хорошей новостью, поскольку, как он сказал, «оно соответствует и нашим взглядам на то, что оккупация Крыма не соответствовала международному праву». Однако Велльман обратил внимание на то, что последнее заявление Спайсера не означает, что Трамп таким же образом резко развернется к России и по другим политически важным вопросам для обеих стран в сравнении с тем, что он говорил во время выборов. Немецкий политик считает, что нынешняя позиция Трампа не является чем-то принципиально новым, поскольку она была основной во время правления Барака Обамы.
С Велльманом согласны и многие другие ведущие западные политики, с которыми пообщался корреспондент Deutsche Welle. Так, аналитик Центра европейской политики в Брюсселе Пауль Иван говорит о том, что в последнее время команда Трампа в отношении к России «посылала смешанные сигналы». Но последнее заявление по Крыму демонстрирует четкую позицию Вашингтона, которой придерживалась и администрация Барака Обамы.
Примерно такого же мнения придерживается и Федор Лукьянов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике России, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике». На его взгляд, не важно, кто будет президентом США, Вашингтон не признает Крым российской территорией. Соответственно, не приходится удивляться, когда эта позиция повторяется при новых администрациях Белого Дома.
Удивительно другое: изначально было понятно, что с приходом Трампа разворота на 180 градусов в российско-американских отношениях не будет, но Кремль, напротив, питал насчет этого завышенные оптимистические надежды. На чем они были основаны? Ведь «президент США не император, он не командует легионами, он действует в определенной среде и может расширять рамки, но до определенного предела», – говорит Федор Лукьянов.
Что такое санкции для Трампа: необходимость или инструмент торговли?
Если же Дональд Трамп все же решится смягчить официальную политику США в отношении России, то он должен будет если не отменить, то существенно ослабить санкции. При таком развитии сценария санкции могут трансформироваться в закон. Это – межпартийная инициатива сенатора Джона Маккейна (Республиканская партия), которую пообещал поддержать спикер палаты представителей Конгресса США (третье по степени влияния лицо в руководстве США) Пол Райан.
Но до этого, скорей всего, не дойдет, полагает ряд европейских политологов. Трамп не будет отменять санкции против России, поскольку США «взяли на себя обязательство поддерживать территориальную целостность стран в Европе, в том числе и на Украине. И санкции являются мерами, которые они используют для того, чтобы продемонстрировать это», – поясняет Пауль Иван.
Федор Лукьянов полагает, что теоретически Вашингтон может некоторые санкции отменить, но только не те, что касаются вопроса по Крыму. Ведь даже если Трамп думает о подобной возможности, для него это инструмент торговли, «а кто будет отказываться от этого инструмента, еще не вступив в разговор?»
Немаловажное значение в развитии российско-американских отношений эксперты уделяют отставке советника Трампа по безопасности Майкла Флинна, который выступал за более лояльную позицию к Москве. По мнению главного редактора сайта Carnegie.ru Александра Баунова, данный факт означает то, что теперь все решения по ключевым вопросам, связанным с Россией, будет принимать только президент США. Сам же Трамп, исходя из последних событий, видимо, ясно понимает цену любых действий в российском направлении. Цена, которая может быть весьма высокой.