В последнее время из Соединенных Штатов прозвучало несколько обнадеживающих заявлений относительно украинско-российского конфликта. Представитель США в ОБСЕ Кейт Бернс, постоянный представитель США в ООН Никки Хейли, вице-президент Майкл Пенс, представитель Белого дома Шон Спайсер - все в один голос уверяют, что новое руководство Соединенных Штатов не признает аннексию Российской Федерацией Крымского полуострова и что в Вашингтоне не собираются рассматривать возможность отмены введенных против России санкций. Какие перспективы конфликта на украинском востоке и изменят ли ситуацию предстоящие выборы президента в Российской Федерации в статье на страницах издания «Апостроф» рассказал российско-американский историк Юрий Фельштинский.
Согласно его мнению, российско-украинские отношения и положение на востоке Украины вряд ли поменяется в связи с президентскими выборами в РФ в следующем году. Ведь, как подчеркивает Фельштинский, президентской кампании в России «в буквальном смысле слова нет, не будет и не может быть в принципе». Новым президентом на новый 6-летний срок будет провозглашен тот же Владимир Владимирович, полагает историк. Фельштинский подчеркивает, что «нет ни одного человека, как бы он ни относился к режиму Владимира Путина - с любовью или ненавистью, – который полагал бы, что Путин в следующем году не станет президентом РФ». На эту тему ни у кого нет иллюзий. Никакой президентской борьбы за кресло президента в РФ нет и быть не может, так как в этом государстве нет свободных выборов, отмечает эксперт.
Соответственно, пишет он, вопрос касательно изменений РФ в украинской политике вовсе не стоит и не может быть связан с выборами президента в России. Иное дело, что он может быть связан с приходом к власти в Соединенных Штатах Трампа. Но вектор этих изменений уже понятен, отмечает историк. Все знают, чего будет добиваться Москва; знают, где Трамп готов уступить Путину. Но получится ли у Путина при помощи Трампа добиться всего этого, в частности и формально-юридически, ведь в Соединенных Штатах есть институты - Сенат и Конгресс, - которые влияют на внешнюю политику Белого дома, отмечает историк.
Российская Федерация на формальном уровне хотела бы получить признание Соединенных Штатов по вопросу аннексии Крымского полуострова, хотела бы от Америки признания того, что донбасские пророссийские формирования имеют статус независимых от Украины и полунезависимых от РФ республик. Согласно мнению Фельштинского, история с паспортами ДНР и ЛНР – это не случайность, а попытка Москвы начать формальное отделение от Украинского государства указанных территорий.
Выполнение Минских договоренностей, о которых постоянно вспоминают, когда говорят о вторжении России на украинскую территорию, разные стороны трактуют по-разному, пишет автор. Потому что эти договоренности очень двусмысленные, - такими они были составлены Россией изначально и намеренно. Они были так составлены, чтобы затем под лозунгом несоблюдения украинской стороной Минских соглашений был предлог для продолжения эскалации конфликта, даже вплоть до полномасштабного вторжения. Фельштинский подчеркивает: никто серьезно не верит, что РФ выведет свои войска из украинского востока, прекратит поставки вооружений пророссийским незаконным бандформированиям и прекратит поддержку этих преступных режимов, которые, без российской поддержки быстро падут. Нет людей, которые полагают, что это может случиться до общего падения действующего режима в РФ, и что «плохая» Россия в один день при Путине вдруг станет «хорошей».
В дополнение к этому при помощи Трампа Путин хочет снять с РФ санкции, а Трамп, со своей стороны, будет утверждать, что это нужно для союза с РФ в войне с Халифатом. Но со стороны Трампа это грубый обман, отмечает эксперт. Ведь РФ не столько помогает США в Сирии и иных горячих точках, сколько мешает.
Фельштинский подчеркивает, что уровень доверия к тому, что говорит Дональд Трамп, сейчас не очень высок. По мнению историка, очень важно различать заявления, которые исходят от Трампа лично, и заявления, которые исходят от представителей его администрации, даже в тех случаях, когда выступающие утверждают, что говорят «по поручению» или с ведома президента. Когда вице-президент США говорит, что такого же мнения придерживается Трамп, а президент в это время в Твиттере пишет полностью противоположное, то приходится делать вывод, что вице-президент вводит в заблуждение как американское, так и мировое сообщество, отмечает историк. Представители Белого дома поступают почти так же.
Поэтому, подчеркивает Фельштинский, если Трамп сам заявит, что он против снятия с Российской Федерации санкций и что он за возврат Крымского полуострова Украине, тогда эти вопросы можно будет обсуждать как перспективы внешней политики Соединенных Штатов в отношении РФ. А пока оснований полагать, что Дональд Трамп не будет проводить пропутинскую внешнюю политику, к большому сожалению, нет. А пока что мы видим, что Америка хочет снять с РФ санкции под предлогом нужности Москвы для борьбы с терроризмом. А это, подчеркивает историк, обман: РФ не нужна для этого, и санкции против РФ вводились не из-за Сирии, а из-за оккупации Крыма и последующего ее вторжения на восток Украины.
Автор: Екатерина Кравец