Переговоры в Минском и «нормандском» формате ранее успели доказать свою сомнительную эффективность. В экспертной среде обсуждается переход к новому формату с привлечением к переговорам большего числа участников. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Укринформ».
Киевский обозреватель Юрий Сандул в своей публикации пишет, что главы внешнеполитических ведомств Польши и Великобритании – Борис Джонсон и Витольд Ващиковский – с визитом прибыли в Киев. Польский министр еще до встречи с украинским коллегой Павлом Климкиным сообщил журналистам сенсационную новость. Чиновник рассказал о возможном изменении «нормандского» формата переговоров по урегулированию конфликта на Донбассе.
С радостью восприняли новость украинские патриоты. Особенно обрадовались те, кто крайне негативно относился к «нормандскому формату» и его логическому продолжению – Минским соглашениям. По мнению патриотов, политики осознали то, что Минские соглашения не ведут к миру, а с агрессором нужно говорить с позиции силы вместо попыток уговорить его соблюдать международное право.
Между тем польский министр сказал, что стороны еще не утвердили изменения переговорного формата, но собираются проводить оценку имплементации Минских соглашений и эффективности функционирования «нормандского формата». Ващиковский заявил, что есть надежда на начало открытой дискуссии о новом формате. По утверждению главы польского МИД, «нормандский формат» принес определенные позитивные изменения, но решить проблему все-таки не смог.
На данном этапе нет необходимости обсуждать слова политика о начале «открытой дискуссии». Для украинских патриотов, по словам обозревателя, принципиального значения это обстоятельство не имеет. Намного более важно то, что обсуждается перспектива изменения формата. В понимании украинцев это значит, что первый и самый важный шаг в этом направлении участники переговоров успешно сделали.
Кроме того, следует рассмотреть вербальную конструкцию польского чиновника о нерешенной проблеме. Судя по всему, нерешенная проблема в заявлении польского министра заключается в отсутствии мира на Донбассе. То есть Ващиковский заявил, что война продолжается, но ее необходимо закончить. Это значит, что европейские политики стремятся к завершению войны и теперешняя ситуация на Донбассе их категорически не устраивает. Запад недоволен происходящим в регионе настолько, что готов проявить инициативу и изменить переговорный формат.
За все приходится платить. Плата за мир иногда бывает очень высокой.
Хорошим сигналом является то, что Запад хочет видеть в центре европейского континента мирную обстановку и не соглашается на «замороженный очаг» военного конфликта. Подавляющее большинство украинцев в этом плане соглашаются с мнением европейских политиков. Украинцы хотят мира и разрешения конфликта на Донбассе вместо его заморозки. Однако понятно, что за мир в любом случае придется заплатить.
В экспертной среде новый предположительный формат переговоров уже называют «будапештским». Судя по предварительной информации, новый формат явно выгоден для Украины. Однако объективно следует помнить, что пустым окажется даже самый выгодный для Украины формат, если на переговоры не согласится Россия. Вынудить Россию принимать участие в переговорах в новом формате, конечно же, возможно в современном мире нет практически ничего невозможного, если за желаемое готовы достаточно заплатить.
На ведение переговоров Россия согласится после предварительного получения «взятки». Участники переговоров должны на подготовительном этапе пообещать удовлетворить те или иные претензии россиян. В настоящее время сложно сказать, каких именно выгодных для себя уступок потребует Москва. В числе возможных вариантов неформальное согласие европейских стран с аннексией Крыма.
О юридическом признании, очевидно, речь идет, но россиянам достаточно будет отмены санкций и согласия украинской стороны на поставки в Крым воды и электричества «по гуманитарным соображениям». В обмен на такую услугу европейцы могут потребовать безусловного ухода России из Донбасса. Также возможно, что платой за участие Москвы в переговорах может быть обещание не ужесточать санкции в дальнейшем или частично ослабить ограничительные меры.
Предметом торга между сильными мировыми игроками (Россия, США, Великобритания, Германия, Франция) могут быть любые мировые проблемы, независимо от повода для переговоров. Важно понимать, что переговоры в новом формате вряд ли начнутся, если предварительно России что-то не пообещают. За согласие Москвы на участие в переговорах нужно будет заплатить. Вполне вероятно, что главным (или даже единственным) «плательщиком» в таком случае окажется Украина. Вряд ли кто-то из западных государств – выступающих гарантами украинской территориальной целостности по Будапештскому меморандуму – согласится заплатить России за освобождение украинских земель собственными интересами.
С другой стороны, нельзя однозначно утверждать, что бессмысленны любые форматы, в которых не участвует Россия. Истории подобные примеры известны, в том числе под названием «антигитлеровская коалиция», в состав которой нацистская Германия не входила. Страны объединились с целью забрать у агрессора захваченное добро (в теперешнем случае это часть украинской территории) и наказать за агрессию наложением контрибуции.
Вероятность появления подобной коалиции сейчас очень низкая, как и готовность Украины к вступлению в «антироссийский союз». В любом случае, даже несмотря на некоторые опасения, отказ от «нормандского формата» является для украинцев позитивной новостью, поскольку свидетельствует о правильном выборе направления. Сопутствующие негативные обстоятельства рано или поздно будут устранены, но уход от Минских соглашений, в которых агрессор не именуется агрессором, явно доказывает правильность выбранного направления.
Автор: Елена Тараканова