В этом году исполняется 25 лет российской оккупации части территории Молдовы, напоминает журналист «Радио Свобода» Виталий Портников. По его словам, проблема Приднестровья сегодня более актуальна для Украины, чем для самой Молдовы.
Как начиналась война?
В 2017 году с уверенностью можно сказать, что между Приднестровской незаконной республикой и ДНР-ЛНР очень много общего. Если мы хотим знать, к чему приведут те или иные действия, направленные на урегулирования конфликта на Донбассе, то должны посмотреть, что прежде делали в Кишеневе и к чему это привело.
Приднестровский конфликт возник так же неожиданно, как захват Крыма и оккупация части Донбасса. Вот только по прошествии десятилетий Россия прекратила валять дурака и скрывать присутствие своих войск на территории, по закону принадлежащей Молдове.
А ведь никто поначалу и подумать не мог, что после победы над путчистами в августе 1991 года, развала СССР и прихода к власти самого демократичного из российских правительств, независимая Российская Федерация откроет новую страницу своей истории с нападения на другую страну. Кстати, такую же «братскую», как и Украина. Молдаванам также время от времени напоминали из Москвы, что они, мол, с русскими почти «один народ».
Но все это так называемое братство не помешало ввести на территорию Молдовы российскую армию и оставить ее там на четверть столетия. Что же стало причиной оккупации? Как утверждают эксперты, она до боли знакома половине бывших советских республик. Молдова, оказывается, вслед за Эстонией, Латвией и Литвой собиралась быстро выйти из орбиты Кремля и направиться в Европу. Словом, еще одна маленькая республика проявила непокорность, поставив под угрозу планы Москвы возродить империю любой ценой.
Далее началась краткосрочная, но кровавая война между российской и только что созданной молдавской армией. Конечно же, с россиянами пытались договориться. Между прочим, не безуспешно. Был подписан договор об урегулировании конфликта, в результате которого стрелять перестали, но Молдова осталась без части своей территории, без права ее освободить, без возможности как-то от нее отгородиться.
Результаты конфликта.
Россия получила один из своих первых форпостов в формально независимых от нее странах. Молдова стала самой бедной страной бывшего Союза. Полная аналогия с Украиной.
Кстати, в Кремле не зря выбрали именно северные территории Молдовы, граничащие с Украиной. На территории Приднестровья находилась самая большая концентрация так называемого русскоязычного населения в Молдове, так как, повторимся, рядом Украина, и здесь было расположено несколько крупных заводов, специалистов для которых когда-то завозили извне.
Сама Приднестровская республика никаким полноценным государством так и не стала. Да теперь уже об этом не мечтают даже самые наивные романтики из числа приверженцев русского мира. Выросло целое поколение людей, не знающих, что такое настоящее гражданство, не имеющих возможности нормально учиться, работать или хотя бы куда-то уехать на легальном основании.
Украинцы и молдаване любят жаловаться на свою бедность. Жители Приднестровья воспринимают ее как хорошее благосостояние. Еще ни одна непризнанная сепаратистская республика не смогла обеспечить людей даже теми мизерными социальными стандартами, о которых нам стыдно рассказывать полякам и чехам, а тем более – немцам или французам. Если конфликт на востоке Украины пойдет по тому же сценарию, людей, оставшихся в ОРДЛО ждет та же участь, что и жителей ПМР.
Однако не стоит думать, что, отгородившись от сепаратистов, страна может надолго забыть о потерянных территориях и людях, там проживающих. Как только смолкают пушки, они начинают ездить на подконтрольную легитимному правительству территорию. Потому что там можно дешевле купить продукты, потому что там можно поучить какую-то социальную помощь или пенсию, можно поступить в ВУЗ и т.д. При этом никто из них не собирается платить налоги в ваш государственный бюджет.
Как отмечают эксперты, проблемы Украины с Донбассом наверняка станут даже жестче, чем у Молдовы с Приднестровьем. Не нужно забывать, что Россия не имеет ни метра границы с Молдовой. В ОРДЛО же они попадают без всяческих препятствий, что дает им гораздо больше возможностей.
Однако вернемся к Приднестровью и его влиянию на жизнь Молдовы. Напомним, что эта республика пыталась достичь настоящей независимости вслед за Прибалтикой. Но из-за войны и замороженного конфликта более двух десятилетий вынуждена топтаться на месте. За то же время прибалтийские страны не только стали членами Евросоюза, но и даже ввели на своей территории единую европейскую валюту, что свидетельствует о значительных успехах в экономике. А в Молдове «вдруг» побеждает на выборах президент, не скрывающий своих пророссийских позиций.
Учитывая этот негативный опыт, можно было бы попытаться не повторять чужих ошибок при решении проблемы оккупированных территорий Украины. Главное, считает Виталий Портников, помнить, что россиян со своей земли можно только выкурить. Попытки договориться с ними еще нигде и никогда не увенчались успехом.