Бывший контрразведчик Сергей Анисько, являющийся подполковником запаса КГБ, высмеял заявления белорусской власти о "профессиональных боевиках из Украины". Более детально комментарий ветерана КГБ относительно данных заявлений изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Сергей Анисько поделился с журналистами издания "Солидарность своим мнением относительно информации о "задержанных боевиках", обнародованной белорусским Комитетом госбезопасности, а также о событиях, которые могут произойти накануне субботних протестов. Говоря о страшилках и телевизионных сюжетах обо всех этих "участниках бандформирований" и "экстремистах", которые белорусское телевидение показывает последние несколько дней, ветеран КГБ отметил, что у него по этому поводу возникли определенные сомнения.
Объясняя причины этих сомнений, бывший контрразведчик отметил, что в Комитете государственной безопасности еще в советские времена действовал негласный принцип, согласно которому смотреть нужно было за горизонт, а работать – на упреждение. В ситуации, когда поступала та или иная информация, особенно касающаяся террористической угрозы, подозреваемых нужно было немедленно изолировать. Однако сейчас получается так, сто в Беларуси эти "боевики" появляются по команде "фас". В этой связи возникает вполне логичный вопрос: а почему их не разоблачили раньше?
Кроме того, по телевизору показали закопанную в землю арматуру, найденную в Столбцовском районе. Получается, что либо у этих "экстремистов" банально нет мозгов, либо у белорусских силовых структур есть проблемы с фантазией. Для чего резать арматуру и прятать в данном районе для того, чтобы взять потом ее на акцию в Минск? Ведь, например, в Колядичах на любой металлобазе вам этой арматуры нарежут буквально за 5 минут, да и прятать ничего не нужно будет.
В озвученной силовиками версии есть нестыковки – Анисько.
Анисько также обратил внимание на телевизионную картинку, где демонстрировали лежащее на столах огнестрельное и холодное оружие. Если говорить о холодном оружии – то такие же ножи есть и у бывшего контрразведчика дома – ему их подарили друзья, со всеми соответствующими документами. Иными словами, такие ножи есть в свободной продаже. Кроме того, в сюжете был показан и лежащий на столе автомат. Однако в Москве на Белорусском вокзале можно купить игрушечный автомат, являющийся точной копией настоящего. Поэтому только криминалисты смогут ответить на вопрос, действительно ли это оружие.
Анисько также отметил, что если есть недоверие к мелочам, то в таком случае недоверие будет и ко всей информации. Лично у него сюжет с прорывом внедорожника с территории Украины вызвал вопросы с самого начала. Позже украинская сторона высказала протест, и потребовала дать официальные объяснения по этому поводу. В итоге Беларусь опубликовала официальный документ, и признала – автомобиль прорывался не из Украины. Вот тогда и появились сомнения – возможно, это был просто постановочный трюк? Еще один вопрос – почему не показали номерной знак этого внедорожника – в какой стране он зарегистрирован, в каком регионе? Не показали также ни лиц задержанных, ни их паспортов. Все эти мелкие нестыковки и вызывают определенные сомнения. Более того – такие нестыковки порождают также и скептицизм (мягко говоря) по отношению к работе всех белорусских силовых структур.
Власть хочет запугать белорусских граждан.
Говоря о том, почему сотрудники правоохранительных органов не просто задерживают активистов, но еще и избивают их, Анисько предположил – для власти, скорее всего, выгодно, чтобы все происходило в как можно более жесткой форме. Это нужно для того, чтобы запугать белорусских граждан, вынудить их отказаться от идеи выйти на митинг, запланированный на 25 марта.
Помимо этого бывший контрразведчик подчеркнул, что данные задержания осуществлялись не оперативными сотрудниками Министерства внутренних дел или Комитета государственной безопасности. Задержания проводили бойцы ОМОНа – этим ребятам говорят о необходимости задержать кого-то, и предупреждают, что объект, возможно, вооружен. Между тем сами омоновцы действуют в таких ситуациях всегда максимально жестко. Эти две вещи как раз и играют здесь главную роль. Впрочем, доставлять пенсионерку в РОВД, как это сделал в Бобруйске полковник милиции – это уже просто маразм.
Отвечая на вопрос, чего можно ожидать от 25 марта, Анисько предположил, что врасти, скорее всего, постараются не допустить, чтобы митингующие сосредоточились в тех точках, которые были озвучены ране. Устроят ремонтные работы, перекроют метро, везде расставят бойцов ОМОНа, включат громкоговорители и будут задерживать активистов. При этом бывший контрразведчик выделил один важный момент. Лично он уверен, что на митинг не придет практически никто из организаторов. Более того – Некляев и Статкевич этой ночью будут находиться не в своих квартирах. Этим вроде бы власть себя обезопасила.
Однако здесь возникает другая угроза – толпа останется без своего вожака. Даже трудно предположить, что может прийти людям в голову в такой ситуации. Никто не в состоянии сказать, в том числе и руководитель белорусского Комитета госбезопасности, что может прийти в голову людям, в первую очередь, молодым, разозленным действиями сотрудников правоохранительных органов и задержаниями своих товарищей.