Особенности современной внешней политики официальной Москвы прокомментировал Иван Преображенский. Он утверждает, что новым фирменным стилем Кремля стала торговля страхом, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
В публикации своего блога российский политолог Иван Преображенский напоминает, что Палата представителей США отложила закрытое заседание, на котором планируется рассмотрение возможность хакерских атак и вмешательства России в прошлогодние президентские выборы в США. На заседании должны выступить с докладами главы Агентства национальной безопасности (АНБ) и Федерального бюро расследований (ФБР).
Учитывая, что дальнейшее расследование российского вмешательства может обернуться для Москвы новыми санкциями, в Кремле отсрочке заседания должны радоваться. Однако в реальности реакция Кремля больше напоминает разочарование. Выгодным для Москвы в американской политике является жесткое противостояние между президентом Трампом и конгрессменами. Российские стратеги полагают, что лучше всех в мире научились управлять чужим хаосом.
Отличительной чертой теперешней внешней политики Москвы является то, что ведется она в одиночку. У Кремля нет союзников и российское руководство не особо стремится налаживать союзнические связи. Даже президента Сирии Башара Асада нельзя считать союзником Москвы. Сирийского диктатора следует воспринимать скорее как «младшего партнера» или «руку Кремля», последней формулировкой привычно описывают связь между Дамаском и Москвой журналисты.
Потенциальной союзницей Кремля часто называют лидера французского «Национального фронта» Марин Ле Пен после гипотетической ее победы на президентских выборах. В реальности никто не пытается разработать программу сотрудничества между Россией и Францией. Скорее наоборот – претендента на должность французского президента провластные российские комментаторы характеризуют исключительно как просителя. Утверждение о том, что Кремль ничего не знает о возможных новых кредитах «Национальному фронту» от российских банков, только подчеркивает статус спонсора, которым Россия является в данной ситуации.
В Кремле хорошо понимают, что глупо рассчитывать на возможность управления Францией через «своего человека» в кресле президента. Вместо этого перспективным направлением российские стратеги считают возможность управлять хаосом. Во французской внутренней политике при появлении президента, постоянно конфликтующего с парламентом и правительством, атмосфера хаоса возникнет неизбежно.
Управление хаосом как ключевой элемент внешнеполитической стратегии Москвы.
Вопреки распространенному мнению, Кремль явно не собирается управлять американским президентом. На протяжении некоторого времени после инаугурации американского лидера российские власти надеялись на то, что у Москвы появится первый равный союзник, однако надежды не оправдались. Судя по всему, в случае с США Кремль переходит к применению привычной практики «стимуляции хаоса».
С удовольствием российская пресса красочно описывает умелый троллинг нового американского лидера, который предложил конгрессменам обратить внимание на связи с Россией экс-президента Клинтона и его супруги. В Кремле не без издевок заявляют, что американским конгрессменам, видимо, совсем нечем заняться, если они намерены в будущем продолжить расследование вмешательства Москвы в президентские выборы 2016 года.
Возможное введение новых санкций Москву не пугает, по крайней мере, на словах. В российском правительстве и Кремле периодически говорят, что на отмену санкций в ближайшее время рассчитывать не следует, поэтому к ограничительным мерам нужно просто привыкнуть. Серьезное расследование деятельности хакеров, похоже, для российского руководства выглядит не слишком привлекательной перспективой. О наличии угрозы можно судить даже по деятельности самих российских спецслужб, которые принялись за расследование активности хакерской группировки «Анонимный Интернационал». Указанная группировка представлена в интернете популярным блогом «Шалтай-Болтай».
В советские времена популярным был анекдот, в котором следователь указывал на главный момент успешного следствия – не выйти на самих себя. Именно таким результатом завершилось расследование деятельности хакеров, проведенное ФСБ. Несколько сотрудников главной российской спецслужбы по итогам расследования были задержаны. Согласно одной из версий, с помощью расследования россияне попытались опередить зарубежных коллег. Вполне возможно, что поставленной цели удалось достичь.
В любом случае для Кремля более выгодным является политизированное и публичное расследование вмешательства российских хакеров в прошлогодние выборы. Больше проблем у Москвы может возникнуть, если расследование будут вести профессионалы и непублично. Политическое расследование нанесет больший вред американскому президенту, чем России.
В ситуации, когда в Кремле поняли, что Трамп «не наш», самым простым вариантом является расчет на хаос и максимальную эскалацию противостояния между президентом и Конгрессом. Для России такое развитие событий будет означать перспективу введения новых санкций. Кроме того, государственный аппарат в Вашингтоне будет настолько занят внутренним конфликтом, что на внешнюю политику много времени и сил не останется.
Президент США и бюрократы Госдепартамента при развитии конфликта окажутся по разные стороны баррикад. Кроме снижения эффективности координации внешнеполитических усилий это приведет к уменьшению финансирования Госдепа Белым домом. Для Кремля выгода заключается в том, что при снижении финансовых поступлений Госдепартамент может заморозить многие реализуемые проекты, в том числе направленные на сдерживание России.
Допускает Преображенский, что в результате конфликта многочисленные оппоненты могут загнать Трампа в угол и отправить в отставку. Очевидно, что сопротивляться президент будет до последнего и уйдет только после того, как от американской системы управления останутся одни руины. Политолог убежден, что Кремль такая ситуация вполне устраивает.