Время идет, а в Кремле помалкивают. Кроме нескольких неуклюжих заявлений по Сирии, там ничего не сделали. Вот одно из них. Премьер-министр Медведев сказал, что США находятся «на грани боевых столкновений с Россией». А что по этому поводу решают делать в правительстве РФ, ее глава пока еще не готов ответить. Тем временем успели опомниться от неожиданного решения Трампа некоторые политические эксперты и обозреватели, которые начали разбирать сложившуюся ситуацию по косточкам.
Российско-американские отношения разрушены – Александр Шумилин.
По мнению директора Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александра Шумилина, на сегодня главным последствием сирийских событий является крушение всяческий иллюзий в будущем российско-американских отношений.
Страны снова стали друг против друга, как во времена холодной войны. Всяческие надежды на то, что Америка при Трампе захочет быть более благосклонной к Кремлю, выглядят уже просто смешно. Пора бы уж начать ностальгировать по Обаме, который в последние годы осуждал политику Москвы, но, по крайней мере, не делал никаких резких шагов.
Трамп, по мнению Шумилина, пересмотрел отношение не только к Асаду, но и к Путину. Как минимум США не станут учитывать интересы России в Ближневосточном регионе без крайней на то потребности. Россия же в данной ситуации может только глубокомысленно промолчать. И если в Кремле не сделают очередных глупостей, то начнут также пересматривать свои отношения как с Башаром Асадом, так и с властями Ирана.
По словам Шумилина, Россия исчерпала свой потенциал в Сирии. Кремлю сегодня нечем ответить Дональду Трампу. Самое больше, на что способна Москва, – это символические жесты, которые, вероятно, позволят сохранить лицо перед немногочисленными союзниками, однако только ухудшат положение России на мировой арене.
Договориться по Сирии уже не удастся – Алексей Макаркин.
Если ранее в Москве могли надеяться, что борьба с радикальным исламским экстремизмом сблизит позиции России и США, то сейчас становится понятно, что при Дональде Трампе Кремль и Белый дом не смогут договориться, считает политолог Алексей Макаркин.
Россия не готова отказать в поддержке Башару Асаду, а он является неприемлемой фигурой для США, уточняет эксперт. Однако расхождения между Трампом и Путиным не ограничиваются только сирийским вопросом. Ситуация в Украине также создает конфликт интересов. А есть еще проблема ядерного оружия, договоренности о нераспространении которого Москва поставила под сомнение.
По мнению Макарина, между Кремлем и Белым домом все меньше взаимного доверия. При Обаме, уточняет он, Москва и Вашингтон также не верили друг другу на слово, но теперь даже непонятно, какие гарантии стороны должны предоставлять друг другу, чтобы обещание одних вызывало доверие у других.
В Америке считают, что Кремль покрывает преступления Асада. В России же пока не сформировали ни одного более-менее логичного тезиса в ответ. Но, судя по прозвучавшей риторике, русские принимают как саму «игру», так и свое место в ней.
С-300 оказались русским мифом – Александр Храмчихин.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин обращает внимание на то, что все 59 американских «Томагавков» беспрепятственно долетели до цели. А ведь до сих пор Россия давала гарантии сирийскому правительству, что поставленные зенитно-ракетные комплексы полностью защитят правительственные войска от каких-либо атак с воздуха.
Вопрос о том, почему «славные» С-300 и С-400 остались в стороне, является ключевым в определении способности российского оружия эффективно действовать на поле битвы. По словам Храмчихина, на самом деле никаких С-300 Россия в Сирию так и не привезла. Это были только голословные пропагандистские заявления, утверждает он. В действительности же ракеты только собирались поставить сирийцам, но те, похоже, отказались платить, а потому вся противовоздушная оборона Асада осталась только в его воображении. Есть всего лишь несколько комплексов этого типа, расположенных непосредственно на российской базе, утверждает Храмчихин.
В этой связи удивительными выглядят комментарии других военных и политических экспертов из РФ. В частности, за последние дни мы могли услышать, что противоракетные комплексы не стали применять, так как не хотели спровоцировать более серьезный вооруженный конфликт, который на сей раз мог вспыхнуть непосредственно между российскими и американскими войсками. Другая версия состоит в том, что С-300 и С-400 не способны сбивать низколетящие цели, которыми были «Томагавки».
Россияне теперь вспоминают, что у них есть и другие зенитно-ракетные комплексы. Например, «Панцирь», «Тор» и «Бук». Их эксперты начинают уповать на них более, чем на разрекламированные за последнее время С-300 и С-400. Однако нетрудно подметить, что московская пропаганда снова взялась за старое. Пытаясь отвлечь внимание от своего провала, она генерирует массу самых невероятных версий произошедшего. Глядишь, так все и забудут, с чего дело началось. Скорее всего, каждая из озвученных российским экспертами версий окажется обычным пустословием, говорят специалисты.