Атака американцев на сирийскую авиабазу стала событием неожиданным для многих и повлекла за собой негативные последствия не только для ВВС Сирии. Удар Трампа для российского президента стал потрясением на внутреннем фронте, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Обозреватель Мэри Дежевски в своей публикации для британского издания The Guardian пишет, что для объяснения причин, побудивших Дональда Трампа нанести ракетный удар по аэродрому в Сирии, выдвигается огромное множество версий. Сам хозяин Белого дома объяснил, что имела место демонстрация неизбежности расплаты за применение химического оружия, удар был нанесен в соответствии с национальными интересами США и под влиянием эмоциональной реакции на фотографии погибших детей.
Однако есть в перечне причин отдельные соображения, связанные с внутренней политикой. К числу этих причин относится стремление нового американского президента продемонстрировать собственную принципиальную решимость. Свои решительные шаги Трамп противопоставляет неудачам предшественника, политике «красных линий» Обамы. Президент показывает, что не настолько уж он предан русским, как казалось в начале. Не очень рискованный по своей сути ракетный удар может поднять проседающие рейтинги Трампа. В любом случае внутриполитический контекст в ракетном ударе присутствует.
Часто современные обозреватели, рассматривая то или иное событие, исходят из необходимости учитывать внутренний контекст, который неизбежен при принятии западными лидерами решений, связанных с внешнеполитической повесткой. В случае российских руководителей часто ошибочно эксперты полагают, что внутреннюю повестку в Кремле не учитывают, принимая решения почти под влиянием минутных побуждений.
Ближайшее рассмотрение ситуации показывает, что предположение неверно. Ракетный удар американцев по авиабазе Шайрат повлек за собой целый ряд потенциальных опасностей для российского руководства. Наличие опасных моментов можно увидеть как в заявлениях российских политиков, так и между строк их ответной реакции. Лишь на первый взгляд реакция россиян на действия американцев выглядит резкой.
Большое значение для оценки последствий имеет то, кто выступает с заявлениями. После атаки американцев с самыми жесткими осуждениями выступили премьер-министр Дмитрий Медведев и руководители российского Минобороны. Хозяин Кремля Путин и глава МИДа Лавров озвучивали не слишком резкие заявления. Президент говорил непредубежденно и довольно сдержанно, что является показательным моментом.
Для России действия США могут иметь крайне негативные последствия. Речь в данном случае идет не только о непосредственном военном ущербе, который американцы нанесли сирийским правительственным войскам, союзникам России. Последствий в действительности может оказаться намного больше, чем кажется на первый взгляд.
Атака «Томагавков» рушит планы Кремля.
На протяжении минувших нескольких месяцев Москва добилась определенного прогресса в убеждении участников сирийского конфликта и заинтересованных сторон присоединиться к переговорам в Астане. Американская сторона на переговорах в столице Казахстана не была представлена. Прежние попытки Вашингтона совместно с Москвой договориться о прекращении огня в Сирии оказались неудачными. В конечном итоге Барак Обама отказался от дипломатических усилий по сирийскому урегулированию, заявление Трампа об отсутствии жизненных интересов США в Сирии соответствовало прежней концепции.
Самоотвод Вашингтона в какой-то степени помог Москве сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Тегеран и Анкара на время забыли о своей неприязни и сосредоточились на достижении главной цели международного взаимодействия – урегулирование конфликта в Сирии. Падение восточной части Алеппо в результате наступательной операции войск Асада заставило некоторые группировки повстанцев по-новому посмотреть на ситуацию.
Участники конфликта и заинтересованные стороны согласились с тем, что Асад должен принимать участие в управлении страной на переходном этапе, чтобы не дать Сирии расколоться на части и все же прекратить войну. Предварительные расчеты давали Москве надежду на заключение согласия и лавры миротворца вместо постыдной роли поджигателя войны. Сейчас эти амбиции потеряли актуальность.
Американцы уверяют, что удар по сирийской авиабазе был единичным и повторение его не планируется. Однако на эти обещания Москва смотрит с большой осторожностью и понятной подозрительностью. Удар американцев значит, что Трамп успешно отказался от четко заявленного ранее курса. США теперь могут захотеть сесть за стол переговоров, что обязательно уменьшит вес и влияние России.
Кроме того, американское вмешательство может поднять боевой дух многочисленных группировок сирийских боевиков. В результате противники Асада могут возобновить боевые действия, которые еще недавно казались им проигранными. В ближайшем будущем можно ожидать новых осад, окружений и прорывов, а также человеческих жертв и беженцев.
По-новому сейчас выглядят и обещания Трампа, планировавшего улучшение отношений с Москвой. Вне зависимости от причастности россиян к американским выборам, есть множество свидетельств намерений Москвы нормализовать отношения с Вашингтоном после соответствующей инициативы американцев. Долгожданное примирение пришлось отложить из-за остервенения, с которым Вашингтон ругал президентскую команду за контакты с россиянами. Между тем дифференцированная реакция Москвы на атаку американцев свидетельствует о том, что хозяин Кремля еще надеется на нормализацию отношений.