Крым завис между Украиной и Россией. В обозримом будущем, если говорить о реальном состоянии дел, а не о чьих-то желаниях или формальном исполнении международного законодательства, полуостров невозможно будет ни полностью вернуть Украине, ни полностью передать России.
Такие выводы следуют из утверждений, сделанных американским политологом Збигневом Бжезинским в интервью польской «Газете выборчей».
По мнению эксперта, в долгосрочной перспективе возможен компромисс по Крыму. Однако здесь важно, чтобы были учтены интересы всех, а не только какой-то одной стороны. Речь идет не только об Украинском государстве или Российской Федерации. Сторонами, по словам Бжезинского, выступают украинское население, российской население Крыма, крымские татары и войска РФ.
Беда в том, что интересы разводят все эти категории по разные стороны баррикад. Как они смогут договориться, неизвестно. Если бы мы жили в середине прошлого века, проблема решалась бы просто – несогласных депортировали бы за пределы полуострова, ни о чем не спрашивая. Россия потихоньку выдавливает украинцев и татар, но это даже для такого режима, как кремлевский, опасная игра. Можно нарваться на такие международные санкции, что потом не захочешь никакого Крыма.
По этой причине, считает Бжезинский, ситуация будет развиваться очень вяло с надеждой, что проблемы как-то сами по себе решатся. Будут провозглашать много лозунгов. А на самом деле, все понимают, что уже невозможно полностью передать Крым Украине, и также невозможно его полностью интегрировать в Россию, если не принимать во внимание решения Госдумы, которые одновременно создают лишь формальную реальность и очень уж сомнительны с точки зрения международного права.
В будущем нужно будет принять какое-то политическое решение, утверждает Бжезинский. Ведь россиян, живущих в Крыму в третьем-четвертом поколении, также просто так не выгонишь. А крымские татары имеют право на самоопределение как отдельный самодостаточный народ, некогда имевший здесь свое национальное государство. Да и Украина весьма опрометчиво не так давно назвала Крымскую область автономной республикой. Республика – это государство, в котором сувереном выступает народ. Вопрос только, какой именно?
Впрочем, Бжезинский признает, что предложенное им решение невозможно применить сейчас. Крымчанам, которые с большим оптимизмом пошли на одиозный референдум или равнодушно наблюдали за всем происходящим с балконов своих квартир, надо бы понять, какую мину замедленного действия они сами заложили себе под ноги. Вернее, минировали другие, а они никак особо не реагировали за исключением относительно небольшой группы жителей полуострова.
Но сложнее всего с россиянами. У них, по словам Бжезинского, хронический «территориальный голод». Страна, имеющая самую большую в мире территорию, занята захватом земель соседей. Идиотизм воплоти! Но такое поведение делает из россиян врагов для всех соседних народов, которые чем дальше, тем больше смотрят на них с подозрением, недоверием и даже ненавистью.