Видеозаписи сюжетов российских журналистов в дальнейшем используются как доказательства военных преступлений. Независимые исследователи установили использование сирийской армией российских кассетных авиабомб, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Радио Свобода».
Фотоснимки и видеозаписи журналистов прокремлевских СМИ помогают экспертам узнавать новые детали о происходящем в Сирии. Исследователи расследовательской группы Conflict Intelligence Team (CIT) установили, что обнаруженные на авиабазе «Шайрат» предметы, которые ранее считались контейнерами с химическим оружием, на самом деле таковыми не являются. В действительности в контейнерах российского производства содержатся запрещенные международными конвенциями кассетные боеприпасы.
В дальнейшем выяснилось, что боеприпасы этого типа вновь применяются авиацией правительственных сил в Сирии. Судя по всему, недавно кассетные боеприпасы были поставлены в Сирию из России. Свои выводы эксперты сделали после анализа и сравнения маркировки схожих объектов, показанных в разное время в эфире российского «Первого канала» и канала «Россия». Также изображение боеприпасов часто публиковались на страницах прокремлевских печатных изданий и в их интернет-версиях.
Ранее российские корреспонденты сделали фотографии на аэродроме «Шайрат», чтобы доказать отсутствие у официального Дамаска боевых отравляющих веществ. 7 апреля по этой авиабазе вооруженные силы США нанесли ракетный удар. По информации Пентагона, с этой авиабазы 4 апреля вылетели сирийские самолеты, которые сбросили бомбы с отравляющими химическими веществами на город Хан-Шейхун на территории провинции Идлиб. Жертвами налета стали десятки мирных жителей.
О применении в рамках сирийского противостояния кассетных бомб Conflict Intelligence Team сообщала ранее. В интервью аналитик CIT Кирилл Михайлов напоминает, что международные правозащитные организации неоднократно обвиняли силы Асада и Россию. Он рассказал, к каким выводам пришла команда исследователей в этот раз. Суть выводов сводится к следующим утверждениям:
- похожие на контейнеры для химического оружия предметы, замеченные на фотографиях с аэродрома «Шайрат», на самом деле оказались блоками типа БКФ АО-2,5РТ для кассетных боеприпасов;
- в 2016 году вновь начали применять этот тип боеприпасов сирийские правительственные войска;
- в последний раз кассетные боеприпасы армия Асада применяла в 2013-2014 годах. Длительная пауза указывает на возможную поставку боеприпасов из России после прямого вступления страны в военный конфликт на территории Сирии.
В объектив фото- и кинокамер случайно попадает много интересной информации.
Множество фотографий и сюжетов с авиабазы «Шайрат» появилось в российской прессе после нанесения американцами удара по объекту. Журналисты стремились показать, что никакого химического оружия на авиабазе на самом деле нет. Однако во время съемки сирийских и российских объектов на территории Сирии журналистами из России в объектив фото- и видеокамер, как правило, случайно попадает много интересного. Именно так произошло и сейчас: многие пользователи в соцсетях заметили визуальное сходство показанных объектов с блоками-контейнерами БКФ-П, предназначенных для поставки химического оружия.
Известно, что в подобных контейнерах поставляется «смесь Р-55», более известная как зоман. Контейнеры действительно внешне идентичны, отличается только маркировка. После того, как на контейнеры обратили внимание, российские журналисты в Сирии начали их фотографировать, чтобы доказать, что внутри не химическое оружие. В действительности показанные на фото контейнеры химическим оружием не являются, хотя это не значит, что на авиабазе такого рода оружия нет вообще.
При более внимательном рассмотрении контейнеры, которые должны были доказывать невиновность войск Асада, стали аргументом при обвинении их в другом преступлении. Пытаясь доказать невиновность правительственных войск, журналисты подтвердили применение сирийской армией кассетных боеприпасов.
Михайлов напоминает, что кассетные боеприпасы запрещены международной конвенцией, подписанной в 2010 году. Этот тип боеприпасов по определению является неизбирательным – они раскрываются, как правило, в воздухе и усеивают определенную площадь «суббоеприпасами» небольшого калибра весом от 0,5 до 2-3 килограмм. В каждый авиабомбе «суббоеприпасов» много, в российских кассетных бомбах их около сотни.
Серьезная опасность кассетных боеприпасов состоит в том, что принцип их действия меняется в случае длительного хранения, как часто бывает с оружием в России и Сирии. После долгого хранения боеприпасов значительная часть «суббоеприпасов» не взрывается. Не взорвавшиеся боеприпасы могут попасть в руки людей, не знающих, что это и как поступать с такими находками. Часто неразорвавшиеся снаряды находят дети. Как правило, кассетные бомбы применяется поблизости от жилых кварталов, что запрещается Женевской конвенцией о недопустимости нападения на гражданских лиц.
Аналитики предполагают, что боеприпасы поставлены в Сирию из России, поскольку именно на российских складах есть большое количество запасов советского оружия. Изучение фотоснимков и видеоматериала помогло установить, что боеприпасы отличаются от тех, которые применялись сирийскими войсками ранее. Анализ показывает, что часто Россия поставляет Асаду довольно устаревшую технику, которая российской авиацией уже не используется. Михайлов допускает, что по этой же логике войскам Асада поставляются кассетные боеприпасы.