После начала российской агрессии против Украины отношения между двумя странами сильно изменились. Аналитики компании Stratfor полагают, что российско-украинские отношения продолжат деградировать в будущем, что пойдет на пользу Киеву, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Апостроф».
В опубликованном днями отчете экспертов частной американской разведывательно-аналитической компании Stratfor содержится анализ динамики украинско-российских отношений за нескольких минувших лет. Эксперты констатируют, что 3 года назад для Украины Россия являлась крупнейшим торговым партнером, в вопросе энергетического импорта почти полностью Киев полагался на Москву. После известных событий 2014 года все изменилось, отношения между странами ухудшились и продолжают деградировать.
Особо сильный удар конфликт на Донбассе нанес по экономическим отношениям Украины с Россией. Полномасштабная война в регионе заблокировала большую часть промышленного производства в Украине, страна потеряла значительную часть своего экспорта. Боевые действия на Донбассе стали причиной того, что валовой внутренний продукт Украины сократился вдвое. В это же время Киев начал сокращать импорт российского природного газа, добиваться снижения его цены и искать новых партнеров в энергетике.
Сейчас Киев получает газ с помощью реверса из Польши, Венгрии и Словакии. Технически по-прежнему поставки исходят из России, но сейчас они не подчиняются договорным условиям прямого импорта. До начала прошлого года от российского газа Украина отказалась полностью. К этому же времени сильно сократился экспорт товаров украинского производства в Россию, одновременно увеличивается доля Евросоюза в структуре украинской внешней торговли.
Тенденция снижения активности во взаимной торговле активизировалась в 2017 году. В начале года ветераны АТО и активисты начали неформальную блокаду железнодорожного грузового транспорта с оккупированной территории Донбасса. Заблокированными оказались также поставки антрацитового угля, на который ранее приходилось более 37 процентов годового потребления в стране.
На действия активистов лидеры «народных республик» Донецка и Луганска ответили захватом контроля над украинскими заводами и предприятиями, размещенными на оккупированной части областей. В ответ Киев узаконил блокаду, после чего практически вся экономическая деятельность между территориями по разные стороны линии разграничения прекратилась. Несмотря на падение в Украине на 15 процентов запасов антрацитового угля, критического момента ситуация еще не достигла.
Вместо использования угля Киев отошел от термоэлектрической генерации, увеличив объем ядерной энергетики в энергетической структуре на 12 процентов (до уровня 62 процента). В первые дни апреля украинское правительство объявило о начале накопления антрацитового угля. На летний период генераторы, использующие этот вид топлива, будут закрыты для проведения модернизации.
Кроме того, Украина начала импортировать уголь из других стран. Поступает в Украину уголь из Польши, изучается возможность заключения аналогичных торговых сделок с поставщиками из США и Южной Африки. Тем не менее, поставки угля из других стран могут привести к росту затрат на импорт, что в свою очередь приведет к подорожанию коммунальных услуг. Повышение коммунальных платежей вряд ли позитивно будет воспринято украинским населением.
Вместе с тем сохранение торговой блокады Донбасса в конечном итоге будет иметь свою цену. Эксперты установили, что результатом станет потеря в текущем году 1,3 процента ВВП в случае сохранения блокады до конца декабря. Прогнозируемый рост ВВП в текущем году может снизиться вдвое. Из-за введения блокады после соответствующего требования МВФ украинские чиновники проводили перерасчет макроэкономических показателей.
На России свет клином не сошелся.
На перспективы развития ситуации украинский Нацбанк смотрит с оптимизмом. Специалисты регулятора убеждены, что негативные последствия блокады продлятся не больше года. В НБУ полагают, что большинство компаний найдет другие источники энергии к 2018 году. Диверсификация поставок даст более надежный прогноз роста ВВП. Аналитики рассчитывают на увеличение основного показателя на 3,2 процента в следующем году.
Кроме блокады в Киеве детально изучают работу на украинском рынке представительств крупнейших российских банков, против этих финансовых учреждений 16 марта введены санкции. Такое решение украинское руководство приняло через короткое время после подписания президентом Путиным указа, который обязывает российские бланки признавать документы жителей «народных республик» на Донбассе, выданные оккупационными властями.
Аналитики Stratfor констатируют, что украинская и российская экономики будут в дальнейшем держаться подальше друг от друга. Маловероятно, что вся экономическая деятельность между Украиной и Донбассом прекратится полностью, но остановлено будет большинство законных грузовых и железнодорожных перевозок. В результате обращение к России за помощью станет единственным возможным вариантом действий для Д/ЛНР.
После освобождения от исторической зависимости от России Украина будет ориентироваться на другие рынки. Приоритетом для Киева станет европейский рынок и новые экспортные направления с поиском альтернативных поставщиков энергоносителей. Кроме того, по утверждению экспертов Stratfor, Киев начнет диверсифицировать собственные дипломатические партнерские отношения за рубежом.
В настоящее время Киев уже начал наращивать экономические и оборонные связи с Польшей и балтийскими странами. Несомненно, Россия всегда будет представлять собой реальную военную угрозу для Украины, но постепенно Киев получит больше возможностей для ведения агрессивной внешней политики. Роль России в украинской экономике постепенно сокращается, что позволит адекватно реагировать на угрозы.