Недавним решением Международный суд ООН ввел временные меры для защиты прав жителей аннексированного Крыма. Эксперты сомневаются, что решение суда о защите украинского языка в Крыму Москва выполнит, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым. Реалии».
По иску Украины против России Международный суд ООН 19 апреля ввел временные меры для защиты прав жителей аннексированного Крымского полуострова. Вердикт судей предусматривает прекращение ущемления прав украинцев и крымских татар, проживающих в Крыму. По решению суда должна возобновиться деятельность Меджлиса крымскотатарского народа, также Москву обязали разрешить обучение на украинском языке.
По информации мониторинга Крымской правозащитной группы от 21 апреля текущего года, на территории полуострова осталась лишь одна украиноязычная школа, которая работает в Феодосии. С 2013 года количество украинских классов сократилось в 31 раз. Учитывая создавшиеся обстоятельства, эксперты рассматривают вопрос наличия у жителей Крымского полуострова желания изучать украинский язык.
Член Крымской правозащитной группы Александр Седов, комментируя данный вопрос, отмечает, что местные власти целенаправленно снижали спрос на обучение населения на украинском и крымскотатарском языках. Интересные данные правозащитники получили с помощью сопоставления статистических данных с реальным количеством крымчан, не использующих русский язык.
Показательным правозащитники считают количество граждан, использующих в быту и для общения украинский и крымскотатарский язык. Независимое исследование, проведенное правозащитниками, показало, что желающих получить образование на этих языках немало, однако программы преподавания сокращаются целенаправленно. В итоге люди, которые не считают для себя русский язык родным, вынуждены на нем учиться.
Тем не менее следует признать, что заявлений от родителей детей, просящих изменить язык преподавания для школьников, очень мало. Причиной в этом случае является вовсе не нежелание что-то менять, а страх продемонстрировать свою идентичность. Правозащитник подчеркивает, что родители школьников, не считающих русский язык родным для себя, не должны бояться писать заявления, поскольку только так можно показать международному сообществу нарушение Россией прав местного населения. Нарушается право крымчан на доступное образование на том или ином языке.
Некоторые эксперты предполагают, что вердикт суда Москва выполнять не будет. Для выполнения судебного решения нужна соответствующая резолюция Совета безопасности ООН, в котором Россия имеет право вето. Активист украинского культурного центра в Крыму Алена Попова полагает, что Москва приложит все возможные усилия для введения в заблуждение международного суда ООН.
По утверждению активиста, очень важно понять, насколько украинский язык в Крыму востребован на самом деле. Однако доподлинно известно, что все украинское оккупационные власти планомерно уничтожают. Все, что разрешено крымчанам, это вывески на государственных учреждениях на 3 языках.
На отсутствие возможности обучаться с использованием родного языка жители Крыма жалуются. Публикации соответствующего содержания можно найти в социальных сетях. Тем не менее, официально жалобы на школьное обучение жители Крыма предпочитают не подавать. Активист предполагает, что после решения Международного суда оккупационные власти постараются в этой сфере создать достаточно радужную картину.
Попович допускает, что чисто формально и показательно крымское руководство увеличит количество классов, обучающихся на украинском языке. Цифры в отчетах создадут нужную картинку, местные чиновники смогут отчитаться о выполненном задании и сообщить о нормализации ситуации. Однако на данном этапе, по мнению активиста, борьба за украинский язык в Крыму не заканчивается, а только начинается.
Украинский историк Андрей Иванец констатирует, что политика, которую целенаправленно проводит Москва, приводит к ассимиляции этнических украинцев, проживающих в Крыму. Такую ситуацию историк называет очень серьезной проблемой, поскольку речь идет о большом количестве людей из числа крымского населения.
Эксперт напоминает, что по данным переписи населения 2001 года этническими украинцами считали себя около 25 процентов населения Крымского полуострова. Постепенно усилиями Москвы на территории Крыма уничтожены украиноязычная пресса и система образования. Россия даже стремится отрезать крымчан от украинского информационного пространства.
Аналитик Центра гражданского просвещения «Альменда» Олег Охредько в свою очередь отмечает, что украинский язык в своих целях оккупационные власти в Крыму пока использовать не могут. В настоящее время украинский язык превратился в воплощение сопротивления оккупации, но даже этот символ Украины оккупанты пытаются поставить на службу государственной политике по формированию «законопослушных граждан России».
По словам аналитика, в Ливадийском дворце посетители могут заказать экскурсию с украиноязычным гидом. В ходе экскурсии гид расскажет, что Украину будто бы создали как антирусский проект Австро-Венгрии. Подобная риторика соответствует стандартной имперской политике, но успешность ее Охредько называет сомнительной. С каждым годом сопротивление имперской политике возрастает. Кроме того, каждый желающий может изучить украинский язык с помощью дистанционной программы, часть из таких программ создана специально для крымчан.