Решительные действия американского президента Трампа заставили его российского коллегу пересмотреть приоритеты. Сейчас защита сирийского президента Асада в список целей Кремля не входит, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Обозреватель Мутлак бен Сауд Аль-Матири на страницах издания Al Riyadh из Саудовской Аравии пишет, что после ракетного удара США по сирийской авиабазе «Шайрат» Москва внесла некоторые коррективы в свою стратегию. На данном этапе осуществляется, видимо, пересмотр обещания России защищать Башара Асада как президента, который представляет единственную легитимную силу в Сирии.
После реализации американскими военными операции свое присутствие на сирийской территории Россия ограничила исключительно защитой диктатора Асада от военных попыток свержения режима. Перед активным вмешательством американцев россияне также защищали режим, но ранее в распоряжении Москвы также имелись возможности для достижения политического урегулирования сирийского кризиса с помощью переговоров.
Более того, раньше Россия вполне могла добиться такого результата переговорного процесса, который бы полностью учитывал ее интересы и предусматривал сохранение военного присутствия россиян в регионе. Для того чтобы обезопасить действующий сирийский режим, Москва пожертвовала целыми поколениями сирийцев. Речь в данном случае идет именно об обеспечении защиты политического института, а не сирийского государства в целом.
Такой подход сделал Россию единственным государством, которое могло свергнуть Асада, добиться завершения боевых действий, что открыло бы путь сторонам конфликта к политическому процессу. Ход переговоров в этом случае развивался бы в соответствии с интересами Москвы. Мировое сообщество при таком развитии событий признало бы заслуги россиян в урегулировании кризиса, что одновременно могло стать оправданием военному вмешательству Москвы в сирийскую ситуацию.
Сейчас, после ракетного удара американцев, сильный игрок, которым является Россия, не может сделать выбор в пользу урегулирования сирийского кризиса с помощью военного сценария. Теперь Россия лишена возможности свержения сирийского диктатора с последующим наказанием за его преступления. Фактически Москва перестала участвовать в урегулировании.
Ранее Россия обещала искоренить терроризм на сирийской территории и в определенной мере способствовала этому. Сейчас россияне приносят свои извинения за то, что действовали в Сирии практически в одностороннем порядке. Союзниками России выступали только Иран и сирийский режим. Удар американских ракет по сирийской авиабазе изменил контекст ситуации, союзники превратились в защитников преступника.
В результате Вашингтон стал довольно влиятельным участником переговорного процесса. Американское руководство может проводить собственную политику и определять стратегические выгоды. Вашингтон не заинтересован в поддержке той или иной стороны конфликта и не должен приуменьшать свою роль в процессе урегулирования сирийского конфликта. В период президентства Обамы участие американцев в ближневосточном кризисе было не настолько ярко выраженным.
Россия теряет свои позиции в Сирии.
Изменения в ситуации свидетельствуют о том, что в большей или меньшей степени Россия утратит свои позиции на сирийской территории. Единственным возможным вариантом дальнейших действий для Москвы является согласие с этими условиями сотрудничества, которые ей предложил Вашингтон. Также недавние события показали ошибку Кремля, допущенную на этапе выбора союзников.
В свое время российское руководство сделало ставку на Израиль. Для Москвы союз с израильтянами был способом защиты своих интересов. Кремль надеялся на то, что удастся использовать Тель-Авив в качестве средства давления на Вашингтон. Такой расчет оказался бессмысленным, новый американский президент пообещал защитить Израиль и наказать Иран и «Хезболлу», которые выступают главными партнерами России на сирийской территории.
Для Москвы сирийский кризис стал еще одной проблемой. Одновременно Вашингтон в Сирии получил новые возможности. На данное время отсутствует политическое решение сирийского вопроса, которое было бы в пользу России. Аналогично нет более-менее приемлемого военного решения конфликта. Осталось только признать, что свое присутствие в Сирии Москва сохранить не в состоянии.
Для россиян выбор в пользу дальнейшей поддержки сирийского режима можно назвать политикой, обреченной на провал. Вместе с тем отказ от этой стратегии вряд ли может принести России какую-то пользу. На определенную выгоду Москва могла рассчитывать еще на этапе, когда все рычаги влияния на сирийский кризис находились в ее руках.
Теперь можно констатировать, что россияне опоздали, военное вмешательство американцев стало для них неожиданностью. Любая военная акция американцев сейчас может положить конец периоду пребывания Асада у власти. Кроме того, практически любой сириец может отобрать власть у диктатора. При таком развитии событий Москве придется искать не способы сохранения своего присутствия на сирийской территории в будущем, а пути безопасного ухода из кризисного региона.