Киноиндустрия Голливуда рискует понести серьезные потери. Причина тому – угроза со стороны Гильдии сценаристов Америки провести очередную забастовку. И если таковое случится, то, информирует сайт телевизионной сети RT, остановится производство многих популярных проектов, включая рейтинговые программы и сериалы.
Организация требует от Ассоциации продюсеров улучшения контрактных условий для сценаристов. Если переговоры не приведут к удовлетворяющему стороны соглашению, телевизионные каналы США, а вслед за ними ТВ-каналы и стриминговые сервисы всего мира лишатся продолжений историй в таких сверхпопулярных сериалах, как «Игра престолов», «Американская история ужасов», «Ходячие мертвецы» и др.
Соответственно, возникшее недопонимание между Гильдией сценаристов Америки (WGA) и Альянсом кино- и телепродюсеров (AMPTP) может лишить миллионов зрителей по всему миру их любимых передач, кино и сериалов. И если конфликт не разрешится до 1 мая, скорей всего, так оно и будет: остановятся съемки сериалов, а вечерние шоу снимутся с эфира. И это притом, что на сегодняшний день телевизионная индустрия США находится на подъеме – только в этом сезоне количество передач и сериалов, снятых по сценариям, составило 455 выпущенных продуктов.
Кстати, не только зрители боятся возможной неудачи переговоров сценаристов с продюсерами. Не менее удручает ситуация и руководителей телевизионных корпораций и крупнейших каналов, которые знают, во что может все это вылиться. Десять лет назад подобный конфликт привел к потере рабочих мест, резкому снижению рейтингов ТВ-каналов и, как следствие, многомиллионным финансовым «недостачам» в результате потери доходов.
Журналисты «Биржевого Лидера» напоминают, что предыдущая забастовка голливудских сценаристов продлилась более трех месяцев – с 5 ноября 2007 года по 12 февраля 2008 года. В результате одного из крупнейших кризисов в истории американской телевизионной индустрии рабочие места потеряли тысячи сотрудников съемочных групп, а ведущие телеканалы Fox, ABC и NBC были вынуждены на неопределенный срок приостановить съемки своих передач и сериалов, а позже и вовсе снять их с производства.
Кроме того, свыше пятидесяти телепередач вышли в сокращенном варианте, тогда как популярные вечерние шоу начали транслировать в повторах. В итоге общий убыток за время забастовки для телевизионного бизнеса Соединенных Штатов составил 2,1 миллиарда долларов.
Кто выиграет, кто проиграет в случае забастовки?
Что же касается нынешнего конфликта, то несмотря на высокие вершины «местонахождения» американской телеиндустрии, многие сценаристы высказывают недовольство тем, что контракты с ними заключают без поправок на сегодняшние реалии. В связи с этим, по их словам, они терпят финансовые убытки.
Например, из-за широкого распространения стриминговых сервисов количество серий в сериалах сократилось со стандартных 22 до 13 и даже 8 серий. При этом увеличились паузы между сезонами, иногда длящиеся календарный год. Соответственно, сценаристы остаются без зарплаты достаточно долгое время. Кроме того, согласно контракту AMPTP, сценаристам нельзя работать на других телевизионных программах, даже в том случае, если их основной проект находится в стадии «межсезонья».
Все это привело к тому, что Гильдия сценаристов «дала добро» на проведение забастовками членами своей организации. И если таковая произойдет, то под угрозой срыва окажутся съемки многих популярных сериалов, включая такие рейтинговые проекты, как «Американская история ужасов», «Ходячие мертвецы», «Звёздный путь: Дискавери». А с эфира ведущих телеканалов будут сняты популярные комедийные шоу, среди которых The Daily Show, Saturday Night Live, шоу Стивена Колберта, Джимми Фэллона, Джона Оливера и др.
Пока что вне зоны риска находятся сериалы и телепередачи, сценарии и съемка которых была закончена к настоящему моменту. В их числе третий сезон культового сериала «Твин Пикс», «Оранжевый — хит сезона», «Очень странные дела», «Американские боги», «Тёмное дитя», некоторые другие.
А вот выигрывают от забастовки конкуренты авторских и комедийных сериалов – различные спортивные и познавательные передачи, а также реалити-шоу. Кроме того, дабы восполнить сценарный «вакуум», телеканалы могут пригласить к сотрудничеству авторов, не входящих в Гильдию, скажем, сценаристов из других стран – Канады, Австралии или Великобритании.
Забастовка, если она, конечно, произойдет, никак не отразится на программах компании WWE, в штате которой работают собственные сценаристы, а, например, создатели одного из самых популярных в мире мультипликационных сериалов «Южный парк» – Трей Паркер и Мэтт Стоун – не являются членами Гильдии сценаристов Америки.
Многие говорят, что с учетом миллиардных убытков предыдущей забастовки, можно с большой долей вероятности ожидать, что Альянс кино- и телепродюсеров согласится с условиями, выдвигаемыми Гильдией сценаристов. Кроме того, в 2007 года продюсеры имели большее влияние, поскольку на тот момент зрители были не такими требовательными и спокойно относились к повторам целых сезонов и различных телевизионных шоу.
А сегодня ситуация для продюсеров усугубляется еще и тем, что телевидению при всем его расцвете (американское телевидение, конечно же) серьезную конкуренцию составляют стриминговые сервисы, особенно такие, как Netflix, Amazоn и Hulu. Поэтому они могут воспользоваться забастовкой, что незамедлительно занять освободившееся место в одной из самой прибыльной не сегодняшний день отрасли мирового шоу-бизнеса.