Российский и турецкий лидеры Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган уже второй раз за 2 месяца проведут переговоры. И хотя инцидент со сбитым российским Су-24 улажен, однако отношения между двумя государствами так и не вышли на прежний уровень.
Президенты Турции и России проведут вторые переговоры меньше чем за 2 месяца. Последняя встреча прошла 10 марта в российской столице, а уже 3 мая Владимир Путин ожидает приезда Реджепа Эрдогана в Сочи. В официальном сообщении о переговорах отмечается, что лидеры двух государств будут обсуждать экономические отношения.
На протяжении долгого времени экономические связи двух государств развивались исключительно позитивно. Однако ситуация изменилась после того, как Турция нанесла, по выражению российского президента, «удар в спину» Российской Федерации, сбив их истребитель Су-24 над сирийско-турецкой границей в ноябре 2015 года. Турецкий президент после нескольких месяцев размышлений извинился за этот инцидент и отношения между двумя странами начали восстанавливаться. Однако смогут ли они выйти на прежний уровень? Издание DW приводит три основных помехи на пути к былой дружбе.
Главные препятствия.
Визит 10 марта не принес Турции главного, на что она надеялась – снятия эмбарго на ввоз в Российскую Федерацию помидоров. По факту турецкая сторона продолжает страдать как раз из-за поставок этих овощей, которые традиционно составляют достаточно важную статью экспорта в РФ. Некоторая часть продуктовых санкций уже снята: разрешен импорт цитрусовых, гвоздики, лука, капусты, косточковых. Однако эмбарго полностью не снято: поставки огурцов, груш и яблок продолжают оставаться под запретом. Согласно оценкам турецких производителей, возможные объемы поставок сельскохозяйственной продукции в санкционных условиях составляют всего лишь пятнадцать процентов от прежних, досанкционных.
Но турецкая сторона не стала пассивно принимать санкции с российской стороны. Российская Федерация в ответ потеряла достаточно крупный рынок сбыта сельскохозяйственной продукции, после того как турецкие власти ввели высокие пошлины на ее экспортные сельхозпродукты – бобовые, зерно, подсолнечное масло. Ставки поднялись от 9 до 130 процентов! Теперь фактически этот ключевой после Египта импортер российского зерна и довольно важный рынок для масла оказался недоступен российским поставщикам.
Потери чрезвычайно серьезные. Из-за пошлин на поставки в Турцию российская сторона потеряла порядка полутора миллиардов американских долларов, отмечается в апрельском «Мониторинге экономической ситуации в России», который был представлен командой экспертов-экономистов.
Разногласия по Сирии.
Если отмена взаимных торговых ограничений представляется более-менее несложным делом, то договориться касательно урегулирования сирийского конфликта намного сложнее. Российская и турецкая стороны принимают участие в военных действиях на территории Сирии. У каждого из этих государств есть собственные интересы и мнения относительно того, как может выглядеть послевоенное устройство этого государства.
И основную роль во всех этих представлениях играет судьба действующего сирийского лидера Башара Асада. Турецкое руководство, как и ранее, считает, что президент Сирии должен как можно скорее уйти и тем самым открыть путь внутрисирийскому примирению. «Пока Асад остается при власти решения в Сирии быть не может», - сказал недавно турецкий лидер в интервью информационному агентству Reuters.
Российская сторона заявляет, что не держится за Асада. Сам Эрдоган сказал, что обсуждал данный вопрос с российским президентом. Последний, согласно его утверждениям, заявил, что не является адвокатом президента Асада.
Однако по факту, Российская Федерация поддерживает сирийского лидера у власти, оказывая ему поддержку в борьбе с его вооруженными противниками. Официально в Кремле не видят альтернативы своим действиям на сирийской территории. «Башар Асад является легитимным руководителем этого государства. Его армия воюет с террористическими группировками, которые контролируют значительную часть территории республики», - сказал недавно пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
По его словам Российская Федерация занимается поддержкой антитеррористической борьбы: «В связи с этим ставить вопрос о том, чтобы Россия перестала поддерживать действующего президента Сирии Асада, а, следовательно, не стала поддерживать его усилия по борьбе с группировкой «Исламское государство», достаточно абсурдно».
Силы Башара Асада с марта 2011 года воюют с десятками разных вооруженных формирований, состоящих и из представителей оппозиции, и из радикальных исламских экстремистов. В сирийский вооруженный конфликт в той или иной степени втянуты многие государства, в числе которых Иран, Турция, Соединенные Штаты, Российская Федерация.
Напомним, российский и турецкий президенты проведут вторые личные переговоры меньше чем за 2 месяца. Последняя их встреча прошла 10 марта в российской столице, а уже 3 мая Владимир Путин ожидает приезда Реджепа Эрдогана в Сочи. В официальном сообщении о переговорах отмечается, что лидеры двух государств будут говорить об экономических отношениях.