Исследуя оружие уничтоженных боевиков в Сирии, военные специалисты установили, что снайперы запрещенных в России формирований «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра» пользуются прицелами ночного видения с электроникой, которая производится на предприятиях российского оборонпрома. Об этом пишет издание «Коммерсантъ».
Согласно данным издания, изучать вооружение террористов российские военные специалисты и представители спецслужб начали с первых дней участия российских ВС в сирийском конфликте. Это делалось для того, чтобы выяснить, как оружие из десятков государств мира оказывается в руках боевиков. При этом большое внимание уделялось как раз снайперским винтовкам, поскольку именно под снайперским огнем погибли как минимум четыре участвующих в военных действиях граждан России. Считается, что как раз снайпер в ноябре 2015-го убил морского пехотинца Александра Позынича, который вылетел на вертолете для поиска и эвакуации тела сбитого российского пилота, Героя РФ Олега Пешкова. В прошлогоднем марте выстрелом из снайперской винтовки был ранен корректировщик огня Александра Прохоренко. Он попал в окружение бандитов и погиб, вызвав на себя огонь. В феврале пулевое ранение в шею оборвало жизнь контрактника Ивана Слышкина. А совсем недавно от выстрела снайпера погиб российский военный советник сирийских вооруженных сил подполковник Алексей Бучельников. Офицер-инструктор, по словам его коллег, работал не на передовой, а в тылу правительственных войск, на артиллерийском полигоне. Он занимался обучением солдат сирийских штурмовых отрядов по ведению ночной артподготовки перед атакой — наводки минометов, корректировки их огня. Коллеги погибшего предполагают, что боевик стрелял с дистанции в пару сотен метров, практически в полной темноте — в таких условиях он смог определить российского специалиста среди сирийцев и убить его одним выстрелом.
Как установили специалисты, террористы используют самые разные снайперские винтовки, даже состоящие на вооружении армий государств НАТО: австрийская Steyr Mannlicher SSG 08 или американская Remington MSR. При этом эксперты указывают на то, что вместе с этими винтовками должны использоваться и современные прицелы, в частности, ночного видения (ПНВ).
Один из военно-технических экспертов рассказал, что ПНВ делятся на поколения от 1-го до 3-го. По мере их модернизации были улучшены технические характеристики приборов: чувствительность фотокатода, коэффициент усиления света. К примеру, ПНВ ранних поколений могли работать лишь в условиях «четверти луны на небосводе», следующему поколению было достаточно слабого света звезд. Последние же экземпляры имеют возможность обнаруживать человеческую фигуру на расстоянии 400 метров, причем даже ненастной ночью.
При ведении военных действий ночью принципиально важно качество прицела. Согласно сведениям того же эксперта, самые современные приборы 3-го поколения изготавливаются в Российской Федерации и Соединенных Штатах. Другие государства не могут себе позволить их производство, так как оно является очень опасным и достаточно дорогим (в конструкции прицелов используются высокотоксичные химические соединения галлия и мышьяка). При этом в Америке вывоз ПНВ 3-го поколения за пределы государства категорически запрещен. Их могут получить только армии либо спецподразделения дружественных государств, да и то после многих согласований и подписания сертификата конечного потребителя (в нем покупатель дает гарантию, что прибор ни при каких обстоятельствах не окажется в руках третьих лиц). Для коммерческого и гражданского оборота разрешаются приборы с намеренно заниженными техническими характеристиками.
В Российской Федерации в последнее время действует такое же законодательство, но, разобрав оружие террористов, специалисты выявили в ПНВ как раз российскую электронику. «Были обнаружены электронно-оптические преобразователи (ЭОП), которые произведены на российских предприятиях»,— рассказал собеседник издания. Как они попали в зону военных действий пока неизвестно. Согласно официальной информации, уголовных дел по факту утраты российскими военными военного имущества (статья 348 УК России) в виде прицелов не возбуждалось.
По факту находок в Сирии, как рассказали собеседники «Коммерсанта», уголовное дело пока не возбуждено, проводятся оперативные мероприятия. Согласно одной из версий, ЭОП могли оказаться в Сирии через третьи государства, в которые ПНВ либо комплектующие для них поставляются из РФ официально.
Возможно, вопрос потребует законодательного решения, полагает первый зампредседателя комитета по безопасности и обороне СФ Франц Клинцевич. «Ведь очевидно, что в законодательстве есть брешь, которую и используют производители оптики»,—отмечает он. Клинцевич убежден, что если поступит соответствующее обращение, то СФ займется данным вопросом.
Представители промышленности не знают, как российские компоненты могли попасть в Сирию. Так, гендиректор одного из российских производителей ЭОП 3-го поколения — АО «Катод» — Владимир Локтионов отметил: «Экспорт продукции двойного назначения очень строго контролируется госорганами России и стран, которые закупают эту технику». В группе компаний «Швабе», которая выпускает, в частности, ночные прицелы, тоже сказали, что не располагают информацией касательно использования их продукции боевиками.