Недавно американские конгрессмены одобрили решение о выделении денежных средств в размере 100 миллионов долларов для борьбы с «российской агрессией и влиянием», а также в целях поддержки правозащитных организаций, действующих в русле гражданского общества в европейских и евразийских государствах.
Как сообщает издание «Апостроф», президент Соединенных Штатов Америки Дональд Трамп данный бюджетный документ, в котором есть и пункт относительно финансовой помощи Украине, подписал.
Решение Конгресса США, его возможное влияние на политику президента России в отношении самопровозглашенных непризнанных Луганской и Донецкой народных республик (ЛНР и ДНР), а также затрагиваемые им аспекты военной деятельности США за рубежом специально для «Апострофа» прокомментировал российский политолог Дмитрий Орешкин.
США «передают» Украину Германии?
По мнению специалиста, в стратегических расчетах Дональда Трампа ответственность за сложившуюся политическую ситуацию в Европе несет Евросоюз, в частности, канцлер Германии Ангела Меркель. Об этом и шел разговор между президентом США и его немецкой коллегой, после чего «с этим обобщенным мандатом от Запада Меркель приезжала в Сочи. Именно это проверял Путин, когда они говорили с Трампом», – говорит Дмитрий Орешкин.
На фоне подобных диалогов вырисовывается скорректированная внешнеполитическая тенденция Вашингтона – Америка особо не стремится полностью «погружаться в эту историю», поскольку хватает собственных внутренних проблем. Поэтому Белый дом во внешней политике основное внимание сконцентрирует на Сирии и Северной Кореи, а Украину «передаст» под ответственность Ангелы Меркель, которую считает лидером не только Германии, а всего Евросоюза.
Однако США не забывают о реальной опасности со стороны России. На днях глава Федерального бюро расследований (ФБР) Джеймс Коми заявил, что Москва представляет наибольшую угрозу из всех, которые сегодня существуют. Но проблема в том, что «на балласте» Вашингтона находятся вопросы по КНДР и Сирии. Поэтому Конгресс принимает «соломоново решение» насчет Украины и «агрессии и влияния России» в европейском регионе.
При этом выделенные 100 миллионов долларов даже для одной страны не является значимой суммой, не говоря уже про всю Восточную Европу, комментирует эксперт. Ведь помимо Украины сегодня серьезные проблемы есть в Молдове с Приднестровьем, Польше, странах Балтии, и все они так или иначе связаны с Кремлем. Поэтому выделенные сто миллионов долларов, скорее, демонстрация того, что Штаты могут дать то, чего у них много – в данном случае это деньги. А сам Вашингтон, давая деньги, отходит в сторону с активного поля деятельности в Восточной Европе.
Вашингтон «уходит в тень».
На взгляд Дмитрия Орешкина, Владимира Путина подобный сценарий устраивает. Ему нужна предельная ясность в отношении тех, с кем приходится иметь дело. А сегодня, в основном, «имеет дела» он с Европой. Решение же Конгресса США свидетельствует о том, что Вашингтон не намерен вмешиваться тактически в сложившуюся ситуацию, хоть и продолжает наблюдать за ее развитием. Это значит, если произойдет резкое обострение, Белый дом незамедлительно отреагирует – вплоть до более жестких заявлений и принятия таких же жестких решений.
Очевидно, что американские конгрессмены признают агрессию со стороны Путина в Восточной Европе, но пока ситуация не представляет непосредственной угрозы для США, она является «замороженной».
– Да, американцы понимают, что будут обмены снарядами через линию разграничения на Донбассе. Да, они понимают, что будет идеологическая, пропагандистская война. Но они понимают, что реальных ресурсов для радикального обострения ситуации у путинской России уже нет, поэтому Штаты признают, что ситуация как бы заморожена де-факто, – считает политолог.
Кроме того, так называемые ДНР и ЛНР сегодня стали чем-то вроде Приднестровья «только на фоне отступления путинской России». И если Приднестровье находится в изоляции с двух сторон, то ДНР и ЛНР, отступив на тысячу километров на восток, уже вплотную соседствует с границами РФ. То есть, мы видим фактическое сокращение зоны геополитического влияния Кремля. В США это также понимают, поэтому не считают необходимым усиливать свою позицию в регионе – она их устраивает в нынешнем виде.
ДНР и ЛНР – промежуточная земля?
С другой стороны, не до конца понятно высказывание Орешкина насчет позиции Украины, которую оккупация Донбасса априори не может устраивать. Но политолог считает, что подобные вещи необратимы. Значит «Украина должна жить спокойно и радоваться, дай Бог, росту экономики страны».
Эксперт добавляет, что ДНР и ЛНР «разрушаются и будут разрушаться». Основываясь на примерах других стран, он говорит, что всегда была и будет «партия войны», заявляющая о не возможности примирения с такого рода обстоятельствами. Это же говорят в Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии, говорят то же самое в Греции в отношении Республики Северного Кипра. Но эти регионы «десятки лет существуют в замороженном состоянии».
Позиция США по вопросу ДНР и ЛНР близка к своего рода компромиссу: это уже не «украинская земля», но и не русская, и не станет ею. Нечто схожее с Приднестровьем – «промежуточной землей без права, без экономики, без перспектив, в изоляции», – делает выводы Орешкин. Он отмечает, что для Вашингтона в этом регионе «война закончилась», поэтому все «расходятся по домам и начинают ругаться через границу».
Проблема заключается, на взгляд политолога, в другом. Режимы, подобные путинскому (или захарченковскому, плотницкому) не могут обходиться без войны. Их «мобилизационная, пропагандистская истерия» направлена на отвлечение общества от серьезных экономических проблем внутри страны, поэтому постоянно слышны призывы «сплотиться», «дать отпор», «не позволить врагу захватить нас» и так далее.
– Это – единственное, в чем сильны такие режимы, ведь в мирных соревнования они давно проигрывают, – отмечает Дмитрий Орешкин.