Мир и счастливая жизнь после 9 мая 1945 года настали далеко не для всех советских граждан, пишет в своей статье, опубликованной на сайте «Радио Свобода», Елена Поляковская. Многие их них из немецкого рабства или плена попали в фильтрационные лагеря СССР. Значительная часть не прошли «проверку» и поехали отсиживать уже в концлагеря советские. Речь идет о судьбе миллионов людей, для которого так называемый день победы обернулся новыми жестокими испытаниями. Одна из таких историй легла в основу сюжета романа «Красный Крест» Саши Филлипенко.
Многие путают победу в войне и победу на олимпиаде.
Главная героиня романа Саши Филлипенко больна Альцгеймером, и это не случайно, отмечает автор. Когда смотришь вокруг, порой кажется, что той же болезнью заражено все общество. Вот идешь по улице какого-то российского города и видишь надпись: «1941-1945 – можем повторить». Что вы собираетесь повторить? Хотите умереть сами или чтобы погибло больше половины ваших друзей и родственников?. Хотите посидеть в концлагере, посмотреть, как в грязи на поле боя канают тяжелораненые?
По сюжету, главная героиня устраивается секретаршей в Красный Крест, и через ее руки проходит множество материалов о судьбах людей. Как отмечает автор романа, такой подход пришлось применить, поскольку материалы. Случайно попавшие в распоряжение писателя, иначе невозможно было соединить в одной сюжетной линии. У героини муж также оказался в плену.
А случилось все на презентации одного из предыдущих романов Саши Филлипенко. Он рассказывает, что к нему подошел человек, попросил автограф на книге и предложил ознакомиться с историческими документами, которые наверняка могут лечь в основу новой книги. Речь идет о переписке Красного Креста и наркомата иностранных дел СССР.
Появилась возможность, используя реальные биографии, показать, что происходило с женщинами, мужья которых попадали в плен и были признаны врагами народа. Они также очень часто оказывались в лагерях, хотя даже формальной причины сажать их у сталинского режима не было.
Авторы романа также исследует жизнь советских военнопленных и остарбайтеров, пытается понять их психологическое состояние после капитуляции Германии. Ведь многие из них оказывались в англо-американских зонах оккупации, отмечает автор романа. У них был выбор. И американцы с англичанами буквально каждому пытались объяснить, что тебя, мол, мы держать не имеем права. А ты можешь остаться или уехать домой. Но если поедешь, тебе придется долго объяснять, как ты здесь оказался и почему «помогал» немцам.
Судьбы у людей складывались по-разному. Многие, надеясь попасть домой через несколько дней, так до своего дома и не доехали. По словам Саши Филлипенко, нельзя путать победу в войне и победу на олимпийских играх. А именно это и происходит сейчас не только в головах обычных граждан, но даже на уровне официальной политике. Вот это настоящий Альцгеймер.
Павел Полян: для миллионов плен был неизбежен.
Историк Павел Полян пытается объяснить, почему среди красноармейцев было так много пленных. По его словам, в большинстве случаев судьба этих людей была предрешена. Они сами могли решить только одно: пытаться выжить дальше или умереть.
Как и миллионы красноармейцев, муж главной героини романа оказался в плену в самом начале войны. Во-первых, говорит Павел Полян, следует обратить внимание на моральное состояние людей того времени. Ведь мозги-то забиты большевистской пропагандой, и все готовятся к совсем другой войне – на территории противника, к легкой прогулке вроде оккупации Прибалтики или нападения на Польшу, когда уже основная часть их войск разбита Германией.
В этом смысле нападение Гитлера на Советский Союз действительно было полной неожиданностью для всех – от Сталина до простого красноармейца. Можно только представить себе, как для обычного малограмотного парня из деревни рушился весь придуманным им мир. Отсюда и массовая сдача в плен, и многочисленные котлы с окружением целых армий. Затем – реалии пребывания в плену, когда знаешь, что на родине Сталин уже объявил тебя предателем и врагом народа.
Каждый справлялся с этим, как умел. Вернее, как не умел. Ведь красноармейцу никто даже приблизительно никогда не объяснял, как он должен вести себя в плену у врага, чтобы хотя бы не потерять свою честь. А что сказать об отказе СССР оказывать хотя бы какую-то помощь своим военнослужащим, которые массово гибли от голода и болезней?
По словам историка, события того времени как нельзя более четко показывают, что большевики относились к людям всего лишь как к человеческому материалу, который и беречь-то не стоит. Советское правительство даже не отвечало на запросы Красного Креста. А ведь это был бы реальный выход для многих пленных.
Затем настало продолжение, когда многих бывших военнопленных прямиком отправляли в советские концлагеря. А за ними сажали и членов их семей. Кстати, потомки репрессированных также были поражены в гражданских правах вплоть до самого конца существования СССР. Здесь стоит напомнить анкеты, которые при каждом удобном случае заставляли людей заполнять. Там были вопросы о том, были ли родственники на оккупированной территории, были ли судимы, есть ли родственники за границей и т. д. Положительный ответ на любой из таких вопросов мог привести к тому, например, что вас не примут в институт или не позволят занять более высокую должность. И в этом вся суть советской системы.