Современное положение России на международной арене прокомментировал Леонид Радзиховский. Он утверждает, что Запад ожидает от хозяина Кремля «самоубийства», поскольку заплатить за отмену санкций Москва не может, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Апостроф».
Российский журналист и публицист Леонид Радзиховский в своей публикации напоминает, что формально отношения между Россией и США существуют. Ни одна из сторон не объявляла войну другой, дипломатические отношения по-прежнему не разорваны. Однако в создавшейся ситуации главный вопрос заключается не в формальных связях между двумя странами. В первое время после избрания Трампа в российской и западной экспертной среде звучали прогнозы о предстоящем заключении «большой сделки» между Россией и Америкой.
Даже сейчас трудно понять, о какой именно сделке говорили эксперты. По сути своей каждая сделка является обменом товара на деньги. Товар, который Россия хочет получить от Америки, – это отмена санкций, в первую очередь финансовых. Также Кремлю нужно, чтобы Вашингтон перестал давить на европейских политиков, вынуждая последних продлевать введенные ранее санкции. В дополнение ко всему есть еще санкции, введенные против российских чиновников. В любом случае за желаемый товар Москве нужно заплатить.
Эйфорический восторг россиян после победы Трампа понятен с точки зрения психологии. Однако российская элита, даже если хорохорится и надувает щеки, сильно устала от противостояния с Западом. В свое время Москва входила в противостояние в пьяном угаре, трезвый взгляд показал, что никакой перспективы нет, как и выхода из тупика. Уставшие элиты мечтают о снятии санкций, чем объясняется эйфория. Но кроме распития шампанского и комплиментов Трампу России нечего предложить Западу.
Никаких изменений Россия не может предложить даже на украинском направлении. Очевидно, что действующая российская власть не будет начинать переговоры о возвращении Крыма. На Донбассе конфликт заморожен, Россия сделала все, что могла. С самого начала не могло быть и речи о выполнении Минских соглашений. Такое положение дел не устраивает Запад, который хочет видеть торжественное и показательное отступление России. В 90 годах российские войска выводились из Европы под аккомпанемент оркестров. Оптимальный для Запада сценарий неприемлем для Кремля, такое решение станет самоубийством российского лидера.
С европейцами россияне могут вести переговоры по Сирии. В действительности нет ничего реального в бесконечных разговорах о совместной борьбе против терроризма в целом и ИГИЛ в частности. Титаническая борьба России в Сирии на протяжении 2 лет сводится к тому, что Москва отстояла правление Асада, но никому в Европе и Америке это не нужно. С исламистами более-менее успешно борются американцы. Усиление бомбардировок российской авиацией технически ничего не даст.
Радзиховский убежден, что сухопутные войска в Сирию хозяин Кремля никогда не пошлет. В России это решение вызовет взрыв, Ближний Восток воспримут как второй Афганистан, население будет в бешенстве. Теоретически, такой ход возможен, как повторение известных исторических событий. Как когда-то Черчилль, Рузвельт и Сталин, сейчас Путин, Трамп и еще кто-то из европейцев могут объявить о создании коалиции, с огромной помпой, обязательными объятиями и в торжественной атмосфере.
Практически формирование международной коалиции для борьбы против исламистов также невозможно. Ранее российский лидер сделал все возможное для того, чтобы его демонизировали на Западе не меньше, чем в свое время Сталина. Разница заключается только в том, что западу Сталин был жизненно необходим, а Путин не нужен.
Нет смысла ожидать нормализации.
Поэтому фактических отношений между Вашингтоном и Москвой со снятием санкций, расширением финансовых контактов, сотрудничеством в технологических отраслях и снижением напряженности не будет. Для сохранения теперешнего положения вещей есть много причин. Следует помнить, что президентское кресло шатается под Трампом, продолжаются разговоры о его политических связях с Россией. Любой шаг американского президента в сторону России будет рассматриваться в многократном увеличении и вряд ли принесет Трампу пользу, но обязательно обернется дополнительными неприятностями.
Перед американскими выборами Россия довольно глупо вмешалась в избирательный процесс, что потом вернулось бумерангом. От избрания республиканца Москва ничего не получила именно потому, что контакты нового президента с Москвой выглядят слишком подозрительно. В дальнейшем российские политики яростно поддерживали на выборах Марин Ле Пен, хотя ее проигрыш был понятным с самого начала. В результате Кремль настроил против себя нового французского президента.
По большому счету дело даже не в Трампе или Ле Пен, просто России нечего предложить Западу. Москва нуждается в западных деньгах, российским компаниям нужны дешевые деньги, восстановления отношений с европейцами очень хочет российская элита. Накаченное антизападным допингом российское общество сильно устало от напряженной обстановки. Любое напряжение должно спадать по синусоиде.
После подъема в пьяном кураже обязательно должен быть и спад. Если в следующем году действующий президент планирует свое переизбрание, демонстрация дипломатических достижений выглядела бы неплохим вариантом агитации. Кремль может рассказать россиянам, что власти удалось сохранить завоевания последних лет и примириться с Западом, который осознал историческую, психологическую и политическую правоту Москвы.
Для полноты оптимальной картины Запад должен приползти к России на брюхе или на коленях, с обязательными извинениями. В реальности на что-то подобное рассчитывать не приходится. В таком примирении заинтересована только Россия, Западу это не нужно. По большому счету в качестве платы за восстановление связей Москва ничего не может предложить Западу.