Министром иностранных дел Российской Федерации Сергеем Лавровым 10 мая осуществлен ответный визит в столицу Соединенных Штатов, где он провел встречу сперва с государственным секретарем Рексом Тиллерсоном, а после и с президентом Дональдом Трампом. Об этом 12 мая рассуждает Владислав Гирман в «ДС».
Стороны также обменялись в ходе этих встреч избитыми политическими оценками сложившейся на Украине ситуации.
Главный российский дипломат приехал не с пустыми своими руками в федеральный округ под названием Коламбия, а с неким схематическим планом формирования «зон для деэскалации» в Сирийской Арабской Республике. Впрочем, он ни Дамаском, ни повстанцами еще не утвержден.
Эксперты редакции «Новости России» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» обращают внимание на тот факт, что информационные выхлопы пресс-служб по поводу визита Лаврова были скучными и блеклыми, поскольку скрывали процесс обсуждения определенной политической сделки. Ее частью, по всей вероятности, и есть пресловутый схематический план, который был 4 мая утвержден в Астане. Что касается Украины, то, похоже, весьма сильно ограничено пространство для маневров вашингтонского Белого дома по связанным с ней вопросам.
Если сейчас, на фоне поездки Лаврова в Вашингтон, действительно ведется речь про соглашение США и РФ, то надо понимать, что Украину никто на съедение не отдаст.
Ведь с ног на голову в одночасье не перевернутся российско-американские взаимоотношения. По той весьма простой и банальной причине, что Дональд Трамп не является самодержцем российского разлива и образца или «блистательным товарищем» из Северной Кореи. Американское государство, пусть и молодое в сравнении с европейскими державами, обладает в то же время уже давно выработанной демократической системой противовесов и сдержек. Другими словами, государственная машина Соединенных Штатов – не аккаунт президента Трампа в соцсети Twitter с его фолловерами. Хозяин Овального кабинета не имеет той свободы собственных действий, какой он пользуется в социальной сети.
И в сущности то, с каким шумным сопровождением в Белый дом ворвался вдруг Трамп, аукается этому деятелю до сих пор, вызывая устойчивую аллергию у демократов и многих членов Республиканской партии, особенно в ее умеренном крыле. На Капитолийском холме наблюдается даже некое состояние перемирия «ослов» и «слонов», а это существеннейшим образом ограничивает по-прежнему пространство для предпринимаемых Белым домом маневров. И, в частности, в вопросах поддержки украинцев и помощи Киеву.
Безусловно, ход недавнего голосования по бюджету на фискальный 2017-й год показал договороспособность как по линии демократы-республиканцы, так и по линии Белый дом-Капитолий. Однако не это только, но и проявленное законодателями умение игнорировать президентские требования. На возведение мексиканской стены-то денег никто так и не выделил, не правда ли?
В реальности позиция в Конгрессе проукраинского кокуса очень сильна. Есть четко выраженный консенсус между двумя партиями в украинском вопросе и по агрессивным действиям Москвы. Руководителями в сенатской группе ходят и республиканцы в лице Энди Харриса и Брайана Фитцпатрика, и демократы в лице Марсия Каптура и Сандера Левина. А вот относительно Российской Федерации и вероятного сближения Соединенных Штатов с ней таких настроений не сыщешь днем с превеликим огнем. И дело здесь не только в аннексии Крымского полуострова, войнах в Сирии и на Донбассе, но также потому, что американскими спецслужбами открыто ранее назывался президент РФ Путин заказчиком иностранного вмешательства в президентскую избирательную кампанию США.
Администрацией Трампа осознается прекрасно, что стоит она на скользких дорожках. Любые неверные движения обещают как минимум ушиб копчика, а как максимум – и вовсе перелом. Команда американского президента, следовательно, обязана продемонстрировать налогоплательщикам и Конгрессу, что у нее нет намерений якшаться с Российской Федерацией и вести торговлю ценностями демократии.
Прекрасная иллюстрация этого – двухдневное посещение Вашингтона в мае украинским министром иностранных дел Павлом Климкиным. Пообщался он тоже с Тиллерсоном, и после разговора с ним, вероятно, по взаимному согласию с администрацией Белого дома, заговорил про возможное подключение США к переговорам в «нормандском формате». Походит общение с киевским министром на ситуацию с прошедшими консультациями, проведенными Белым домом с Ангелой Меркель перед прибытием Рекса Тиллерсона в российскую столицу. Жест такой Кремлю: дескать, держим мы на пульсе руку и на стороне Киева стоим. Но не это только. И если быть точнее, то в контексте усилий завуалировать вероятную сделку, прием главы Министерства иностранных дел Украины оказался спектаклем театральным даже более для американских избирателей.
И Дональд Трамп со своими советниками пока вынужден раз за разом на подмостки выходить. Как довольно категорично Геродот говаривал, правят обстоятельства людьми, а не те обстоятельствами. Но на самом деле Трамп – заложник ситуации, закрытый пока в узком коридорном проходе, а ключи к дверям по обеим концам коридора не нашлись еще.
Запирает хозяина Белого дома еще в более узкую клетку и предпринимаемое ФБР расследование связей избирательного трамповского штаба с РФ. Громкой и нарушающей традиции вашингтонской политики отставкой Джеймса Коми ситуация никак не улучшена, а напротив – в нее лишь подлили масла для огня.
Почему Трамп не сдал Украину России – мнение
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.